Эстетика грусти прозвучит в январе 2017 года в Московской консерватории

Roman Mints. Photo: Karina Gradusova

09-15 января 2017 года в Консерватории пройдёт 20й по счёту фестиваль «Возвращение». Он представляет собой четыре концерта (09, 11, 13, 15 января) в формате all-stars шоу (где все участники профессионалы высокого класса) «для тех, кто понимает». Поддержка проекту осуществляется на Планете.ру и помогает музыкантам покрыть организационные расходы на фестиваль.

Свыше 40 профессиональных музыкантов представят публике свои любимые произведения. Программа концертов традиционно не будет похожа на что-либо ещё. Первые три концерта – тематические («Муки любви», «Закат» и «Эпитафии»), четвёртый – «Концерт по заявкам», или завершающая «гала». Слушатели Рахманиновского зала Московской консерватории услышат разнообразные музыкальные произведения из сокровищницы мировой вокальной и инструментальной музыки: «Две поэмы Ронсара» А. Русселя, «Трио ми-бемоль мажор» Ф. Шуберта, «Тринадцать цветов заходящего солнца» Т. Мюрая, «Для берегов отчизны дальной» А. Бородина, «Plainscapes» П. Васкса и другие вокальные и инструментальные композиции разных стилей и эпох, для ценителей богатого музыкального языка.

По замыслу, программа каждого концерта – «новый программный мета-текст, возникающий только на один вечер, а главное — абсолютно открытый для интерпретации: в нём можно усмотреть что угодно, от интеллектуального ребуса до музыкального озорства, от занятного эксперимента до постмодернистской эклектики».

Двадцать лет назад этот фестиваль придумали скрипач Роман Минц и гобоист Дмитрий Булгаков. Культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к Роману Минцу с просьбой рассказать о фестивале для наших читателей немного подробнее.

ЭВ: Роман, Ваш фестиваль в этом году отмечает солидный юбилей. Скажите, пожалуйста, можно ли сделать вывод о том, что проект удался и у Вас не возникает желания его изменить или приостановить?

Минц Р.: Люди просто собираются, играют камерную музыку, всё получается — и кому-то ещё это нравится. Почему бы и нет? Бывает, конечно, что после фестиваля хочется и приостановиться… В принципе, 20 лет для фестиваля – нормальный срок.

ЭВ: В фестивале постоянный состав участников или он обновляется?

Минц Р.: У нас есть костяк постоянных участников, а есть и те музыканты, которые участвуют от случая к случаю или впервые.

В этом году в фестивале участвуют более 40 музыкантов. Из тех, кто принимал участие в первом фестивале, в январе играют Дмитрий Булгаков, Яков Кацнельсон, Борис Андрианов. Игорь Федоров… Много кто. Пианистки Ксения Башмет и Екатерина Апекишева играют со второго фестиваля, и есть много тех, кто с нами в 15-й-16-й раз.

Впервые участвуют в фестивале Борис Абрамов и Игорь Малиновский, например.

ЭВ: Что это за музыканты? Знаменитости, победители международных конкурсов…?

Минц Р.: Международные конкурсы могут иметь значение, пока ты растёшь. Когда человек входит в зрелый период, вся эта мишура не имеет никакого значения. В 40 лет ты либо зрелый, либо не состоялся.

ЭВ: По какому принципу Вы приглашаете музыкантов?

Минц Р.: Принцип приглашения довольно простой: человек должен быть, во-первых, хорошим человеком, а, во-вторых, хорошим музыкантом. Между нами должно быть то, что по-английски называется chemistry – то есть, когда между людьми возникает какое-то волшебство.

ЭВ: Ваша программа рассчитана на то, что один человек отслушает и поймёт всю реплику, или каждый концерт рассчитан на определённый вкус?

Минц Р.: На самом деле, программа рассчитана только на то, чтобы нравиться нам. Если ты будешь делать то, что тебе самому не нравится, то это никому не будет интересно.

Наши программы составлены по тематическому принципу. Темы, которые объединяют в себе произведения концерта, выглядят в этом году так:

1.      Муки любви. Эта тема посвящена музыке, вдохновленной несчастной, несостоявшейся любовью. Название концерта напоминает об одноимённом произведении Фрица Крейслера, которого в этом концерте не будет.

2.      Закат. Там произведения, связанные с закатом как в прямом, так и в переносном смысле. Закат ведь может быть как закатом солнца, так и жизни.

3.      Эпитафии – это произведения, написанные в чью-то память.

ЭВ: Скажите, пожалуйста, как получилось, что на новогодние праздники у Вас сначала муки любви, затем закат, а там и эпитафия?

Минц Р.: Мы никогда не завязываемся на Новый год, новогоднего всего и без нас будет достаточно.  Все будут праздновать, и, возможно, им понадобится новый оттенок…

У нас бывают темы и более радостные, но в этом году они вот такие.

ЭВ: Вы предлагаете людям оттенок глубокой грусти?

Минц Р.: Всё не так просто. Ведь часто то, что предварительно кажется глубокой грустью, оборачивается для слушателя чем-то другим. Поэтому стоит прийти послушать…

Кто-то, например, написал, что одна из самых смешных программ фестиваля была посвящена самоубийствам.

ЭВ: На кого рассчитана Ваша программа?

Минц Р.: Я думаю, что там для всех что-нибудь найдётся: и для специалистов, и для любителей, и для неофитов.

Поделиться с друзьями
Subscription