Впервые в истории оперы «Садко» на спектакле погиб танцор

Садко в Большом театре

Опера-былина Николая Римского-Корсакова «Садко», написанная на сюжеты русских былин, была готова в 1896 году для исполнения на сцене императорского Мариинского театра, но лично император Николай II вычеркнул её из программы, порекомендовав заменить её «чем-нибудь повеселее». Хотя опера будет исполнена в Московской частной опере С.И. Мамонтова уже в конце того же года и полюбилась публике, как в воду глядел будущий страстотерпец, предвидя в постановке «Садко» трагическую составляющую.

Вскоре после премьеры в мамонтовском театре случился пожар. Но это ещё полбеды — 9 октября 2021 года в Большом театре, где шла очередная постановка оперы Садко, прервалась жизнь 37-летнего танцора Евгения Кулиша, ставшего жертвой смены декораций, во время которой на голову мужчины свалился 2-тонный предмет. Он умер ещё до приезда скорой помощи.

«Во время спектакля «Садко» на сцене московского Большого театра, замешкавшись при смене декораций, [Евгений Кулиш — прим. ред.] не заметил, как сверху опускается рампа, — предваряя позицию администрации Большого театра сообщил источник «Интерфакса«. — При этом смена декораций, по словам источника, происходила штатно и падения декораций не было зафиксировано».

Позиция, по которой покойный Евгений Кулиш сам виноват в своей смерти во время спектакля, будет проверена в ходе специального расследования. «Интерфакс» со ссылкой на Следственный комитет сообщает о том, что Тверским межрайонным следственным отделом проводится доследственная проверка обстоятельств смерти танцора в процессе работы над спектаклем.

Большой театр — это не «Хромая лошадь», директор которой после пожара в своём клубе отправился за решётку вместе с поджигателями. Подход правоохранителей к менеджменту крупнейшего успешного театра будет тоньше и деликатнее.

Вместе с тем, бывшая звезда Большого театра Николай Цискаридзе в Инстаграме указал на то, что причиной смерти Евгения Кулиша стало именно «эффективное» руководство менеджмента театра, закрывавшего глаза на вопиющие нарушения техники безопасности. Балетмейстер при этом выразил опасения, что этот эпизод «замнут».

Заметим, что в 2013 году после падения в оркестровую яму погиб исполнитель партии скрипки. За последние годы это уже вторая смерть, сопутствующая успеху Большого.

20-летний период служения в самом знаменитом театре России не принес покойному ни достойного финансового обеспечения (зарплаты рядовых артистов в Большом театре невелики), ни даже гарантий сохранения жизни. Можно лишь выразить надежду на то, что его гибель станет поводом к пересмотру сложившейся тенденции, а не получит безнравственных меток типа «сам виноват», необходимых для защиты тех, кто должен обеспечивать безопасность труда.

Выводы о степени вины руководства Большого театра в несчастном случае надлежит делать следственным органам. Но моральная ответственность за гибель сотрудника уже сегодня должна тяготить тех, кто был обязан её предотвратить. Репутация руководства культурного учреждения имеет слишком большое значение если не в России, то в мире.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку