Наш собеседник — Президент Федерации «Самые красивые деревени и городки мира» Франческо Местре – уверен в том, что туризм необходим для развития современного города во всём мире. Как большого, так и маленького. Но не всякий туризм будет способствовать этому развитию.
Франческо также убеждён в единых потребностях бережного развития населённых пунктов и в необходимости сделать подходы к развитию универсальными для всеобщего комфорта. Мы уверены, что его интервью будет интересно читателям «Э-Вести», потому что оно открыто говорит о современной проблематике туризма и содержит неожиданный и увлекательный рассказ об испанском опыте решения вопроса.
ЭВ: Франческо, расскажите, пожалуйста, как Вы понимаете глобальное развитие деревень и городков мира? Что, с Вашей точки зрения, сделает их благополучными сегодня?
Франческо Местре: У каждого государства, у каждой страны есть свой проект развития городов в условиях устойчивого экономического развития, но можно выделить и нечто общее в этом развитии. Глобальная цель развития деревень и городков мира – это качественное поступательное улучшение состояния этих городов.
Мы считаем, что устойчивое развития туризма – это один из путей решения этого вопроса. Развитие таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая промышленность и других также повышают благосостояние городов. Частью общего проекта является развитие городов-сателлитов крупных городов. Мы всё это называем общими проекциями различных национальных сетей глобального проекта «Города в устойчивом экономическом развитии».
ЭВ: Существуют глобальные цели, существуют региональные продвижения, в том числе на уровне Евросоюза, и существуют национальные проблемы. Как всё это соединить?
Франческо Местре: Это вызов, который сейчас стоит перед нами. Мы начинаем с национального уровня, а вывести наш проект на глобальный уровень – это не так просто. Но (что правда, то правда) мы идём к глобализации нашего проекта, стараемся привести к общему знаменателю все наши ресурсы.
Например, мы хотим сделать туризм единым глобальным продуктом, который имел бы единые характеристики во всём мире. Мы хотим создать единую систему для всех деревень и городков мира с точки зрения единых подходов, общей траектории их развития в рамках мировой экономической системы.
Туризм не должен повреждать портить единственного и неповторимого лица данного населённого пункта. Ничего не должно вредить ему – наоборот, всё должно поддерживать его самобытность и индивидуальные черты.
Я уверен, что самость, самобытность индивидуальность деревень и городов мира будет сохраняться благодаря нам, потому что устойчивое экономическое развитие не подразумевает сохранения индивидуальности, а мы уверены, что к этому надо стремиться.
ЭВ: Действительно, сегодня предлагаются разные методы развития городов: и цифровизация, и сохранение экосистемы. Современность, с одной стороны, традиционный уклад, с другой стороны. Если соединить то, что можно соединить, то какой путь является лучшим, с Вашей точки зрения, на глобальном уровне?
Франческо Местре: Заметьте, что на данный момент не везде есть Интернет. Но смарт-сити, вероятно, станет городом будущего. Движение, которое я представляю, включилось в проект строительства умных городов в Испании, где уже появились некоторые наши города, а наши города-партнёры вошли в Ассоциацию умных городов Испании.
Система умных населённых пунктов не противоречит экосистеме. Умный населённый пункт в сельской местности – это вполне закономерное и уместное видение развития нашей проекции городов и населённых пунктов. И создание умных городов не противоречит красоте природы – наоборот, тип умного города может находиться в гармонии с ней.
Мы проводим исследование расходов туристов и населения этих городов и деревень, чтобы понимать, на что идут главные расходы: здравоохрание, потребление или что-то иное, и определить, насколько важны подходы природоохранных и экологически щадящих методов и технологий для создания умных городов и населённых пунктов.
Я думаю, что смарт-сити – это будущее нашего проекта. Но главное, чтобы в них был Интернет, и он был бы качественным. В Испании очень много городов, оснащённых качественными Интернет-ресурсами, где жители могут взаимодействовать и работать на большом расстоянии без лишних издержек. Я не знаю, как дело обстоит в России, но там, где есть Интернет, можно создавать умные города.
Я уверен, что в тех населённых пунктах и городах, где есть Интернет, можно создавать города в рамках устойчивого экономического развития, и при этом использовать автомобили на электротяге и т.п. Без всякого сомнения, будущие города – это умные города, в центр которых приезжают специальные средства, доставляющие на электроподъёмниках людей и грузы в исторический центр города.
ЭВ: Вы упомянули про туризм. Если мы возьмём ту же Испанию – там туристов очень много. Успех порождает проблемы. В Барселоне люди начинают сопротивляться туризму, который повышает цены на их жильё и ухудшает жизнь. Как можно сохранить экосистему и при этом развивать туризм?
Франческо Местре: Испания – это одна из двух туристических сверхдержав. Она ежегодно принимает большое количество туристов, которые нарушают историко-экологический баланс в стране. Вопрос очень правильный и своевременный, но очень сложно выбрать нужный подход.
При этом повышение платы за проживание не связано напрямую с притоком туристов, скорее со стремлением сохранить историческую самобытность населённых пунктов и городов. Это главная проблема. В Испании есть очень много городов, где человек не может сделать ремонт в доме или квартире без получения специального разрешения. С этим связаны высокие цены за проживание. Проблема скорее в этом.
Приведу пример. Использование крана в историческом населённом пункте или в пункте, находящимся под федеральной охраной государства, или использование любых других механизмов стоит зачастую в два раза дороже, чем в «обычных» населённых пунктах.
В Испании создаётся следующая ситуация. Во многих исторически значимых городах хозяева провели ремонт, подготовили жильё для приёма гостей, но часть жителей исторически значимых городов протестует против тех владельцев недвижимости или инвесторов, которые нацелены на использование отреставрированных и приведённых под надобность туристов исторических зданий. В стране растёт число протестующих против представителей именно этого бизнес-сегмента.
Но нельзя не учитывать и интересы тех людей, которые отставивают другую точку зрения – они реставрируют падающие здания, любым средствами приводят старое жильё в порядок и в результате создают новый облик населенных пунктов, привлекательный для туристов. Это возвращает населённые пункты к жизни.
С одной стороны, есть много домов, которые находятся на грани полного разрушения в исторических городах. С другой– поток туристов ежегодно прибывает. Как найти разумную грань, разумный баланс между одним и другим – сохранять самобытные населённые пункты и одновременно обеспечить условия проживания для туристов?
Есть две силы: одни говорят, что нужно сохранять исконный вид исторически значимых населённых пунктов, другие – что нужно делать эти города «живыми» и реанимировать в них экономическую деятельность. При этом надо различать туриста, который едет в Рим и Барселону и туриста, который едет в маленькие исторические городки.
Вообще, есть разные виды турпотоков: дешёвый турист, который разрушает окружающую действительность, и другой – тот, который укрепляет и улучшает исторический ландшафт населённых пунктов.
Массовый турист, по сути дела, нарушает исторический ландшафт маленьких населённых пунктов и некоторых культурных урбанистических объектов.
Но есть и национальный турист, восхищающийся национальным историческим прошлым и своей культурой среднего и высокого уровня. Такой туризм «щадящий», эти туристы уважительно относятся к историческому и культурному развитию и не разрушают национальное наследие. Они не создают конфликтов и отрицательных последствий. Национальный турист приезжает в монастыри и церкви, приносит туда деньги.
Я уверен, что города – это музеи, которые должны оставаться музеями, а не объектами массового туризма. И, конечно, город должен оставлять за собой все средства, которые тратит турист.