Ко дню рождения Петра Ильича Чайковского – 7 мая (25 апреля по юлианскому календарю) – Э-Вести предлагает читателям вспомнить одну из ярчайших страниц его творчества: балетную музыку. Композитор создал три балета: «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892), войдя в историю балета как один из реформаторов.
Чайковский относился к балету так же серьезно, как к опере или симфонии. Ему были чужды музыкальные традиции, согласно которым музыка в балете была лишь красивой ширмой для танца. Композитор считал, что в балете, равно как и в других жанрах, музыка должна быть выразителем психологических состояний и эмоций.
Все балеты композитора созданы на сказочные сюжеты и являются для композитора миром фантазии и мечты. В них Чайковский утверждает добро, счастье, любовь, все гуманистическое, чему служит его творчество.
«Лебединое озеро»
Создание балета по мотивам сказочного сюжета о лебедях, встречающемся у разных народов, относится к 1876 году. Заказ Чайковскому поступил от дирекции Императорских театров, либретто создали В. Бегичев и В. Гельцер.
К созданию балета Чайковский подошел серьезно: долго изучал партитуры других балетов, допытывал танцовщиков и балетмейстеров о размерах, ритмах, метрах и протяженности различных балетных номеров. Сама работа над музыкой шла быстро и была окончена в общей сложности за несколько месяцев.
Первая постановка в 1877 году в Большом театре прошла незамеченной. Постановка Рейзингера была крайне неудачной. Подлинное рождение шедевра состоялось после смерти композитора в 1895 году в постановке М. Петипа и Л. Иванова.
Адажио из балета «Лебединое озеро» в исполнении Светланы Захаровой и Андрея Уварова
«Спящая красавица»
Либретто нового балета Чайковскому предложил И. Всеволожский – директор Императорских театров. Сказка-феерия на основе сборника сказок Ш. Перро была создана им в сотрудничестве с М. Петипа и была встречена композитором восторженно. После неудачной постановки «Лебединого озера» композитор долго не решался обратиться к балетному жанру.
Сценарный план для композитора составлял сам Мариус Петипа, что позволило добиться уникального сочетания музыки и танца. Этот балет является одной из жемчужин в творчестве великого балетмейстера. Его премьера состоялась в Мариинском театре Петербурга в начале января 1890 года.
Вальс из балета «Спящая красавица»
«Щелкунчик»
Появление последнего балетного шедевра композитора тесно связано с другим его великим сочинением – последней оперой «Иоланта». Заказ от дирекции Императорских театров предполагал создание оперы в 1 акт и двухактного балета для исполнения в один вечер.
Либретто на основе пересказа А. Дюма-отца сказки Э.Т.А. Гофмана о Щелкунчике и мышином короле создал для композитора М. Петипа. «Щелкунчик» стал вторым опытом сотрудничества композитора и балетмейстера, однако саму постановку осуществил Л. Иванов по причине болезни Петипа.
Еще до премьеры 1892 года музыка балета в виде сюиты прозвучала в концерте Русского музыкального общества и была принята с оглушающим успехом: публика потребовала повторить всю сюиту на бис.
Адажио из балета «Щелкунчик» в постановке Большого театра 1989 года
Источники:
Богданов-Березовский В. Оперное и балетное творчество Чайковского. — Л.-М.: 1940.
Слонимский Ю. Чайковский и балетный театр его времени. – М.: 1956.
***
Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.
Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).