Концерты и гастроли заменили им часы над учебниками. Они испытывали сложности от недостатка общего образования, но только не в мире музыки.
Вольфганг Амадей Моцарт

Вольфганг Амадей и его старшая сестра Мария Анна с юных лет засвидетельствовали родителям недюжинные музыкальные способности. Отец Леопольд Моцарт – известный скрипач и композитор – начал учить игре на клавесине дочь, а затем привлек к музыкальным урокам и Вольфганга. Последний с трех лет любил сидеть за клавесином и извлекать из него различные созвучия, подолгу в них вслушиваясь.
К четырем Вольфганг освоил нотную грамоту, к шести уже прекрасно владел скрипкой. Домашние уроки музыки увлекали юного Вольфганга также сильно, как и другие занятия с отцом Леопольдом. Дети с отцом постоянно гастролировали по Европе и выступали в домах монархов и знати. Так Леопольд стремился найти своему талантливому сыну богатого покровителя. Гастрольные туры Моцартов продолжались с небольшими перерывами 10 лет и завершились, когда Вольфгангу было 16.
Все свои знания Моцарт получил от отца, ни дня не занимаясь в школе. Мальчик увлеченно изучал цифры и формулы, мог исписать ими весь пол и стены в комнате, но в центре его внимания всегда были музыка и композиция.
Свою первую симфонию Моцарт написал в возрасте 8 лет
Ференц Лист

Единственный ребенок в семье Адама Листа, служившего у князя Эстергази и игравшего в юные годы в оркестре под управлением Йозефа Штрауса, Ференц не имел шансов не стать музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давал отец, но вскоре, рассмотрев талант сына, Адам Лист повез мальчика в Вену. Здесь с ним занимался фортепиано Карл Черни, а теорией – Антонио Сальери. Оба маститых мастера согласились давать уроки мальчику безвозмездно, получая радость от занятий с одаренным ребенком.
После того как я случайно услышал мальчика Франческо Листа, прелюдирующего и играющего с листа на фортепиано, я был так поражён, что мне казалось, будто всё это я вижу во сне.
Антонио Сальери об 11-летнем Ференце Листе
В юные годы Лист выступал с фортепианными концертами (на одном из них даже удостоился поцелуя в лоб от самого Бетховена), пытался поступить в Парижскую консерваторию (но не был принят, так как не был французом), пробовал свои силы в сочинении музыки… Времени на посещение школы у мальчика не было. Все его образование было домашним, полученным от отца и матери.
Во взрослые годы Лист активно наверстывал свои пробелы в знаниях, путешествуя по Европе, знакомился с литературой и историей, много читал, располагая книгу на пюпитре рояля и одновременно оттачивая сложные пассажи.
Первую редакцию сложнейших Трансцендентных этюдов Лист создал в возрасте 15 лет. Люка Дебарг исполняет Этюд №10 «Аппассионата».
Антон Рубинштейн

Первые уроки мальчика из состоятельной еврейской семьи Антона Рубинштейна были уроками фортепиано от матери Карелии Христофоровны Левинштейн. К моменту, когда мальчику было пора идти в школу, его определили учиться фортепианному искусству к одному из выдающихся преподавателей того времени Александру Виллуану. С 10 лет Рубинштейн регулярно выступал на лучших концертных площадках России, а следом отправился покорять Европу. Играл в зале Плейель в Париже, при дворе королевы Виктории, выступал с концертами в скандинавских странах.
Музыкальное образование Антона Рубинштейна было первоклассным – уроки теории музыки у Зигфрида Дена, занятия фортепиано с Теодором Куллаком, творческие контакты с Мендельсоном, Листом, Мейербером. Когда Рубинштейну исполнилось 17, умер отец. Юноша, который ни дня не ходил в школу, начал сам давать частные уроки музыки для материальной поддержки семьи.
Создатель Русского музыкального общества, пианист, дирижёр, первый директор Петербургской консерватории Антон Рубинштейн в зрелые годы не раз упоминал, что «никогда не был маленьким», и постоянно восполнял свои пробелы в общем образовании.
Вальс-Каприс Антона Рубинштейна в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии под управлением Юрия Симонова.
Поздравляем школьников, студентов и преподавателей с началом учебного года и Днём знаний! Каким бы показательным не казался путь великих людей, пример с отсутствием общего школьного образования будем считать все-таки исключением, а не правилом.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения