345 лет назад в Венеции появился на свет гений – Антонио Лючио Вивальди. Слава скрипача-виртуоза и композитора при жизни простиралась по всей Европе, но после была утрачена. Большинство сочинений композитора не были известны вплоть до ХХ века.
Картину работы неизвестного мастера в Музее Музыкальной библиотеки Болоньи принято считать портретом Антонио Вивальди вопреки мнению многих исследователей. Вивальди был священником и вряд ли мог носить столь вольный наряд и парик – они были запрещены для священников в 1725 году.
Жизнь и творчество Вивальди, с одной стороны, достаточно хорошо известны, с другой – покрыты множеством загадок и тайн. Прижизненную славу музыканту принесли оратории и оперы. Последних, если судить по письму, отправленному за 3 года до смерти, Вивальди написал 94. В то время как исследователям удалось обнаружить партитуры или упоминания только о 50.
В XXI веке, когда имя Антонио Вивальди известно даже далеким от мира классической музыки людям, такой факт может показаться странным и даже наигранным. Тем не менее, меломаны XVIII и XIX века имели весьма смутные представления об истинном размахе гения Вивальди.
«Весна» из цикла концертов для скрипки «Времена года» в исполнении Владимира Спивакова и камерного оркестра «Виртуозы Москвы»
Композитор скончался в Вене в июле 1841 года и был похоронен на кладбище для бедняков. В музыкальную столицу Европы он приехал по личному приглашению Карла VI как известнейший скрипач и оперный композитор своего времени. Но монарх вскоре скончался, а оставленный без попечения и средств к существованию Вивальди заболел и покинул мир, забытый всеми.
Европа быстро забыла имя своего недавнего кумира. Имя Вивальди долгое время оставалось в музыкальной истории благодаря Иоганну Себастьяну Баху. Немецкий органист и композитор постоянно изучал творчество предшественников и современников, выделяя среди них подлинных гениев эпохи. В числе тех, кому поклонялся немецкий пастор, был и Антонио Вивальди.
«Бах — его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта»
Альфредо Казелла
В баховском наследии сохранилось несколько переложений концертов Вивальди: шесть для клавира, три для органа и одни для струнных, четырех клавесинов и баса континуо. Делая переложения, Бах детально изучал стиль письма Вивальди, движения его музыкальной мысли. Особая виртуозность итальянского скрипача оказала существенное влияние на стиль Баха.
Органное переложение И.С. Баха (BWV 593) скрипичного концерта Вивальди ля минор (RV522) и сегодня входит в золотой фонд репертуара органистов. Исполняет Олеся Кравченко.
Интерес к фигуре Антонио Вивальди стал пробуждаться к ХХ столетию. В европейских библиотеках исследователи находили рукописи Вивальди (а точнее списки с них), а подлинным триумфом возвращения музыки композитора стал 1926 год: в этот момент в монастыре Пьермонт были обнаружены 14 томов произведений Вивальди.
Подлинным энтузиастом возрождения музыки Вивальди стал Альфредо Казелла. В 1939 году усилиями итальянского композитора и музыковеда была проведена Неделя Вивальди в Сиене. Казелла собственноручно вел кропотливую подготовку к исполнению забытой музыки Вивальди – редактировал партитуры, участвовал в подготовке к их исполнению. Надвигающаяся Вторая Мировая война не позволила этому событию получить достойный резонанс, но начало возрождению музыки Вивальди было положено.
4 марта исполняется 345 лет со дня рождения Антонио Вивальди. Сегодня его имя и музыка знакомы миллионам слушателей по всему миру, но еще менее столетия назад история великого итальянского музыканта была укрыта тайной. К счастью, сегодня у нас есть возможность наслаждаться шедеврами Вивальди – в современном и аутентичном звучании.
«Глория» Антонио Вивальди
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения