В доме-музее Шаляпина на Новинском бульваре в Москве, где певец и его семья жили с 1910 года, широко отметили 145-летие со дня рождения великого русского самородка. В день памяти Фёдора Ивановича его многочисленные поклонники под руководством Российского Национального Музея Музыки возложили цветы на могилу певца на Новодевичьем кладбище и посетили обновившуюся экспозицию его дома-музея, а профессионалы напомнили о нём лекциями и песнями.
Пользуясь случаем, культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к одному из главных специалистов страны по творчеству великого русского певца – Екатерине Леонидовне Селезнёвой, научному сотруднику Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина. Она оживила память наших читателей рассказом о том, как Ф.И. Шаляпин отмечал свой день рождения, или, возможно, для него это были именины?
«У Шаляпина именины были восьмого февраля, это – другая история. — рассказала нам Екатерина Леонидовна. – Фёдор – одно из ближайших имён к его дню рождения, выбранное по святцам. Дни рождения он когда-то отмечал, когда-то нет, это зависело от его графика. Шаляпин много ездил, у него бывали длительные турнэ по России и за границей.
Но Федор Иванович очень любил праздники. Конечно, после успешного спектакля ему требовалась разрядка, как всякому артисту. Поэтому он просто собирал друзей, они куда-нибудь уезжали посидеть и погулять. Поводом к празднику был удачный спектакль, а иногда и просто хорошее настроение. Кроме того, два верных друга Фёдора Ивановича, с которыми он познакомился у С. Мамонтова – художники Константин Коровин и Валентин Серов, были, как и он сам, заядлыми рыбаками. Время от времени они куда-то отправлялись на рыбную ловлю с приготовлением ухи…
Шаляпин любил московские рестораны, например, Яр, у него была компания верных друзей, в числе которых и Максим Горький, и Гиляровский, и Рахманинов, с которыми он отмечал праздники».
К 145 дню рождения именинника музей получил подарок – конверт ценных фотографий, пополнивших его коллекцию. «Одна из них была сделана 15 февраля 1928 года в Нью-Йорке после концерта, который с огромным успехом прошел в Карнеги-Холле. Этот день рождения устроила Шаляпину его вторая жена Мария Валентиновна Петцольд. Они совсем недавно расписались, потому что Иола – первая жена Шаляпина – дала ему развод только в 1927 году. Мария Валентиновна тогда приехала на пароходе и преподнесла сюрприз. Вы знаете, что на Западе принято устраивать тайные подготовки дня рождения, чтобы новорожденный об этом не догадывался, и звать его уже на готовое торжество с приглашенными гостями», — рассказала Е.Л. Селезнёва.
Несмотря на мировую славу юбиляра, музейное наследие великого русского певца сохранилось только в России – преданные почитатели всегда только на родине. Дом и дача Шаляпина за границей были проданы, разве что на доме есть табличка о том, что здесь жил Шаляпин. Зато российские музеи: московский и питерский дома, отчий дом в Казани, дача певца в Кисловодске — активно общаются между собой.
К тому же, музей Шаляпина сегодня – это живой организм, поддерживающий связь с потомками: «Мы сейчас устанавливаем контакты с правнуками Фёдора Ивановича, они разъехались по всему миру.
Конечно, дочки и сыночки Шаляпина уже не живы. У нас есть трое московских детей Шаляпина, похороненных в Москве: старшая Ирина Фёдоровна, первенец Игорь Фёдорович и Татьяна Фёдоровна. Так получилось, что Татьяна Фёдоровна похоронена в Москве. Она приехала сюда в музей на очередную памятную дату, в Москве у неё обострилось воспаление лёгких, и она умерла здесь и была похоронена», — рассказала нам Екатерина Леонидовна.
Внимание к певцу, ушедшему из этого мира в далёком 1938 году, по сей день велико и в профессиональной среде. Шаляпин с его гениальными находками вокального мастерства, виртуозной техникой исполнения ещё при жизни становился примером для подражания в России и за рубежом. Но Екатерина Леонидовна убеждена, что и сейчас, и прежде подражать Шаляпину лишено смысла: «Есть такие творческие личности, которым подражать невозможно. Можно пытаться что-то перенять в их творческом методе, что, безусловно, происходило с Шаляпиным.
Я хотела бы рассказать один случай из последних лет жизни певца. Это было в 1935 году, когда миланская Ла Скала решила возобновить Бориса Годунова. Шаляпин уже очень неважно себя чувствовал, но ещё не очень понимал, что с ним происходит и дал согласие. Потом он выступил с Борисом Годуновым в Софии, попробовал себя в Варшаве и в концертном исполнении пел царя Бориса. Но затем, поскольку он был к себе очень требователен, певец отказался от миланских гастролей.
Конечно, миланскому театру было жаль отменять назначенный спектакль и он попытался найти замену Шаляпину, тем более, что некоторые критики считали, что Фёдор Иванович не поёт, а местами декламирует в партии царя, поэтому в партии нет ничего сложного. Найденный певец выступил в таком роде, и это выступление оказалось последним – театр понял, что так не годится. Потом был приглашен другой, и тоже была неудача. Конечно, у Шаляпина нет специальной декламации, но он умудряется пропеть слог так, чтобы, не выходя из общего музыкального ритма, голос звучал более или менее протяжно.
Технический арсенал певца – это лишь подспорье к лепке образа. Ключ к разгадке образа Шаляпина – это то, как он искал эмоцию и находил её. Именно на эмоции он выстраивал музыкальную часть. Потому что музыка – это не просто ноты».
Наверное, отсюда проистекает то, что и юбилей Фёдора Ивановича Шаляпина — не просто юбилей, а живое общение и эмоция, которая легла в основу памяти о великом русском певце и пережила его как минимум на 90 лет.