Троица вирусологов, открывшая вирус гепатита С и тем способствовавшая появлению лекарства от этой болезни, удостоилась Нобелевской премии за достижения в области медицины. Это британский учёный Майкл Хоутон, ныне работающий в Университете Альберты в Канаде, и американские вирусологи Харви Альтер из Национального института здравоохранения США в Бетесде и Чарльз Райс из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке.
Эти учёные знамениты не только тем, что они дали шанс вылечиться больным людям, но и своей гражданской позицией, на которую мы хотели бы обратить первоочередное внимание.
После открытия вируса, гепатит С — это проблема не только и не столько медицинская, сколько социальная. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 71 миллион человек во всем мире хронически инфицированы гепатитом С. От цирроза и рака печени, являющихся последствиями инфицирования, гибнут почти 400’000 человек ежегодно. И в основном это беднота.
В России, по расчётам Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора, носителями вируса гепатита С являются около 3.5 миллионов человек, причём многие не знают о своей болезни и узнают о ней по мере появления осложнений. Но и те, которые о ней знают, имеют возможность лишь до поры до времени «глушить её» доступными медицинскими средствами или ищут альтернативные методы лечения.
Гепатит С может быть вылечен и официальной медициной, и для этого есть все необходимые лекарства. Однако их стоимость даёт шанс на здоровье лишь тем, кто может себе это позволить.
Я помню, как одна несчастная русская мать, у которой сын был в десятилетнем возрасте заражён медиками гепатитом С во время операции на головном мозге, рассказывала мне о дилемме, с которой столкнулась семья. Врачи выставили им такую сумму, которая потребовала бы продажи московской квартиры и ещё тех же средств на реабилитацию, и при этом не дали никаких гарантий результата. В результате жертва врачебной ошибки так и осталась жить со своим диагнозом, испытывая все перипетии: от моральных до социальных. Это было лет тридцать тому назад, и наука как раз тогда получила возможность врачевать гепатит С.
А в последнее десятилетие прежние малоэффективные методы лечения этой инфекции были заменены более эффективными лекарствами, которые непосредственно блокируют вирус. Эти лекарства обладают потенциалом для лечения подавляющего большинства видов инфекций гепатита С, но их высокая стоимость ограничивает доступ во многих странах с низким и средним уровнем дохода.
А ведь все эти достижения были обусловлены открытиями номинантов нынешней Нобелевской премии, которые делали их ради людей. Вирусолог Харви Альтер выделил вирус гепатита С в 1970-х годах, обратив внимание на то, что в отличие от возбудителей гепатитов А и В третья разновидность может быть передана шимпанзе. Майкл Хоутон провёл эксперименты среди инфицированных шимпанзе, описал этот новый вид РНК-вируса, который принадлежал к семейству флавивирусов, и дал ему название — вирус гепатита С. Чарльз Райс выявил характеристики части генома гепатита С, ответственного за репликацию вируса, и показал его роль в возникновении заболеваний печени.
Всё это заняло годы. Только последний этап потребовал шесть лет, но открыл путь к лечению. Харви Альтер заметил, что сегодня фундаментальные исследования практически невозможны, поскольку без очевидной скорой коммерческой отдачи их отказываются финансировать, и выразил надежду, что эта ситуация изменится.
Майкл Хоутон также критикует сложившуюся научную практику. Он известен тем, что отказывается принимать награды, если не может выдвинуть на них всех членов своего коллектива. В этот раз также ожидали, что профессор откажется от Нобелевской премии, если её не дадут всем его сотрудникам, но учёный её всё же взял. «Я думаю, что было бы слишком самонадеянно с моей стороны отказаться от Нобелевской премии, — сказал он во время пресс-конференции. — Их правила и процедуры основаны на завещании Альфреда Нобеля, и я не думаю, что с ними можно обсуждать подобные вещи».
Учёные приняли премию не только как знак почёта и высокой оценки. Они и их коллеги надеются, что решение Нобелевского комитета привлечёт внимание к проблемам науки и особенно к лечению гепатита С. Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) поставила перед собой цель искоренить вирус гепатита С к 2030 году, и это возможно при некоторых усилиях. Прежде всего, финансовых.
***
Дорогие читатели! Если Вам нравится публикация — пожалуйста, поделитесь ей и подпишитесь на наши обновления, чтобы ничего не пропустить.
Подписчики культурно-политического журнала «Э-Вести» получают право предлагать темы для следующих публикаций, отправлять свои материалы для размещения, комментировать статьи, участвовать в розыгрышах билетов на культурные мероприятия и ценных подарков, а также задавать через нас вопросы своим кумирам (и получать ответы и автографы!).