Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Лучшие психологи России и мира сделали доклады о нынешнем состоянии науки о дошкольном воспитании, поделились её достижениями и высказали пожелания об улучшении дошкольного образования в нашей стране.
«От стратегии воспитания детей зависит наше будущее», — сказал ректор МГУ В.А. Садовничий. Он также напомнил о том, что в Университете накоплен большой опыт исследования детства и имена наших учёных: А.Н. Леонтьева, С.Л. Рудинштейна, А.В. Запорожца, А.Р. Лурии, А. Н. Соколов и других – неотъемлемая часть современного психологического знания во всём мире. И, по словам С.Б. Малых, инвестиции в дошкольное воспитание дают наибольший эффект.
Недавно в России появилась новая концепция дошкольного образования. В её основе лежит не получение знаний, как это было раньше, а создание условий для самореализации ребёнка. Теперь специалистам по дошкольному воспитанию предстоит совершенствовать технологии познавательного развития и создать эффективную систему оценки результатов.
Чем раньше заняться детьми, тем лучше
«Ребёнком надо заниматься с того самого момента, когда он зародился в организме женщины», — сказала президент Российской академии образования (РАО) и президентом Санкт-Петербургского университета Л.А. Вербицкая. Она подчеркнула, что произносительный аппарат человека формируется тогда, когда он ещё находится в организме матери. Поэтому дети разных народов по-разному кричат уже в момент своего рождения.
Жизнь ставит перед психологами новые вызовы. Например, в связи с развитием искусственных методов рождения детей (эко и тп), учёные начали изучение особенностей их развития.
Относительно новой темой для психологической мысли в России стали так называемые лонгитюдные (длительные) исследования. То есть, такие исследования, которые последовательно отслеживают человека на всех фазах его развития, не ограничиваясь рамками дошкольного и школьного возраста. В мире такие исследования проводятся давно и успешно – например, британские когортные исследования.
Долгосрочное наблюдение позволяет в том числе определить, насколько жизнеспособны применяемые методы воспитания. Ребёнок, сделавший рывок в знаниях при улучшении социальных условий может, например, вернуться к начальным параметрам через несколько лет – надолго воспитательных приемов не хватает, генетика и опыт раннего детства пересиливает.
Международное сотрудничество
На Конференции Российское психологическое общество подписало меморандумы о сотрудничестве с американскими и испанскими коллегами. Это поможет России ещё больше контактировать и обмениваться мировыми достижениями психологии.
Пользуясь случаем, культурно-политический журнал «Э-Вести» попросил руководителя Американского психологического общества Антонио Пуэнте (Antonio E. Puente) рассказать об американском опыте применения науки о дошкольном развитии.
ЭВ: Ваши исследования имеют практическое значение? Насколько сегодня результаты Ваших исследований волнуют американскую общественность?
Антонио Пуэнте: Я не уверен, что у неё есть интерес к моим исследованиям. Разве что родители могут почерпнуть какие-либо идеи из того, что говорилось в докладах.
К примеру, исторически мы рассматривали биологические и психологические особенности вместе, считая одну из них постоянной, жёсткой связью (hardwired), другую – мягкой (softwired). Всегда концепции предполагали, что они значимы для человека в соотношении 50:50. Но сегодня я считаю, что это не так. Генетика влияет значительно мощнее. Если первая связь составляет около 95%, то на вторую приходятся оставшиеся -5%.
Это как автомобиль. Нагрузи его парой килограмм сверху – он станет тяжелее. Но влияние этих килограмм никак не сравнится с шофёром.
Так и ребёнок немыслим без родителя. Он приходит в мир с этой постоянной связью, но она не сплошная. Здесь может проявиться влияние родителей на ребёнка. Родители – это как программное обеспечение, они заставляют дитя работать так, как следует. Но программное обеспечение ты можешь поменять.
Скажем, чтение. Можно читать слева направо, или справа налево. Сверху вниз, или снизу вверх. Такие вещи действительно определяются родителями, обществом или обстоятельствами.
ЭВ: Как развивается сейчас система дошкольного образования в США, отличается ли она от российской?
Антонио Пуэнте: Российскую систему дошкольного образования я, к сожалению, не очень хорошо знаю. С новой администрацией Президента Д. Трампа наша образовательная система развивается, возможно, она существенно поменяется. На данный момент я не знаю, каким путём она пойдёт.
Но дошкольное образование остаётся фундаментальным. Мы теперь знаем, что дошкольное образование как минимум даёт ученику преимущества, которых он не получил бы в ином случае.
В американском обществе, как и в некоторых других странах, основная проблема дошкольного образования заключается в том, что оно в принципе даётся родителями, но сегодня обоим родителям нужно работать. Ведь это залог устойчивости их экономического положения. И нам необходимо иметь третью сторону в лице дошкольного образования.
То есть, если родители могут обеспечить дошкольное образование – это хорошо, а если нет – тогда это должны делать дошкольные учреждения. И для нас было бы неправильно игнорировать потребности официального, формального образования.
Здесь не только собственно образование, но также социализация и познание. Хотя нам в точности не известны все эффективные инструменты дошкольного образования, но здесь возникает такая важная вещь, которую я называю «социальное признание». Это способность понимать не зафиксированные на бумаге вещи. Мы все знаем, как работает сложение, 4 + 5. Но нет книг о том, как формируется команда, и именно этому обучаются в дошкольном учреждении. Дети здесь приобретают социальные навыки. Если последние не работают – ребёнку приходится в жизни платить высокую цену.