Душ Шарко сегодня в России знают все. Более того, это изобретение используется не только по прямому назначению — для лечения неврологических заболеваний. Потомки выяснили, что он прекрасно применим и для укрепления сердечно-сосудистой системы, и для похудения. Но мало кто из неспециалистов знает, что создатель душа Шарко был одним из величайших учёных своего времени, у которого почитал за честь учиться более известный Зигмунд Фрейд, и что Жан-Мартен Шарко был прозван современниками «Наполеоном неврозов».
Профессор Шарко появился на свет ровно 175 лет назад, 29 ноября 2020 года в Париже, в небогатой буржуазной семье. Отец научил его хорошо рисовать, но предполагалось, что будущая профессия Жана-Мартена будет связана с гуманитарными дисциплинами. Первым его дипломом в лицее Сен-Луис был диплом бакалавра филологических наук. Уже вторым — диплом врача. В 1846-1847 годах Шарко завершил обучение на медицинском факультете Парижского университета.
Карьера Шарко развивается стремительно. Он вскоре стал практикующим врачом (имел как частную практику, так и сотрудничал с госпиталями) и 33 года преподавал медицину в Парижском университете. К нему съезжались ученики со всей Европы, чтобы послушать его великолепные, зажигательные лекции, фокусом которых была неврология.
Жан-Мартен Шарко практиковал гипноз. Но он делал это не так самозабвенно, как впоследствии Зигмунд Фрейд, считая это необходимым для изучения симптомов истерии и выяснения её причин (истерия — это повреждение слабой нервной системы под воздействием травмы или сильных переживаний). Более того, он был уверен, что только на истериков гипноз и воздействует. Собственно, за групповые сеансы погружения в гипноз больных истерией он и был прозван студентами «Наполеоном неврозов».
Ученики, как мы знаем, не согласились с позицией учителя. Они были настолько зачарованы его практиками, что взяли их на вооружение и стали широко использовать, полагая, что эффект от гипноза не неврологический, а психологический.
Известность Жана-Мартена Шарко выходит далеко за рамки применения гипноза и создания душа Шарко. Его, наряду с Гийомом Дюшеном считают создателем современной неврологии и одним из величайших учителей медицины и врачей Франции.
Исследуя мышечную атрофию, Шарко описал симптомы локомоторной атаксии, дегенерации дорсальных столбов спинного мозга и сенсорных нервных стволов. Он также изучил симптомы последствий двигательной атаксии и травм, которые приводили к распаду связок и поверхности суставов. Описанная болезнь получила наименование «сустава Шарко». Знаменитый француз также нашёл отделы головного мозга, ответственные за нервные функции и рассказал о том, как расширение мелких сосудов головного мозга провоцирует кровоизлияние в мозг.
Получив руководство одной из крупнейших клиник Сальпетриер, Жан-Мартен Шарко начинает практиковать то, что потомки затем назовут «физиотерапией», и строит в больнице гидротерапевтический зал, в котором больные будут принимать сернистые и электростатические ванны. Он же изобретёт «беспокойное кресло» — прообраз современного массажного, чтобы помочь больным Паркинсоном. И это далеко не все его придумки и нововведения.
Что касается варианта гидромассажа под названием душ Шарко — то для профессора это довольно простое изобретение. По сути устройство представляет собой установку, подающую струи воды в виде капель под высоким давлением. Человек, расположившийся на расстоянии 3-5 метров от душа, получает сверхсильный массаж, который иногда даже оставляет кровоподтёки, от точечного попадания на кожу прохладной воды (15°-20°C).
Впоследствии советские учёные стали экспериментировать с душем Шарко и подавать то тёплую (38°-40°C), то прохладную воду. Первая расслабляет, вторая — тонизирует. Собственно, именно в нашей стране душ Шарко и получил особую популярность, в мире же Шарко больше известен другими заслугами.
Под руководством Жана-Мартена Шарко Сальпетриер превращается в клинику с первой кафедрой неврологии, где проводятся на больных самые смелые и не всегда гуманные эксперименты, за что учёный получает критику со стороны церкви. Но он не перестаёт делать опыты и продолжает учить и учиться вплоть до последних дней своей жизни. Смерть настигает его в 67 лет, и только она прекращает непрестанный поиск профессора в области неврологии.
Кстати, неврология была не единственным увлечением француза. В числе прочего он интересовался географией, которая станет страстью и профессией одного из его троих детей — знаменитого океанографа Жана-Батиста Шарко.