Желание Китая использовать иностранные умы для продвижения своей науки понятно и естественно. Оно повсеместно приветствуется, если только не вызывает негативных эффектов для экономики и национальной безопасности других стран. Но американский президент Дональд Трамп, инициировавший ряд расследований с целью проверить этот момент, пришёл к выводу о том, что американско-китайские связи в инновационной науке нередко вредны. В результате они оказались под угрозой расторжения — учёные США боятся связываться с Китаем, чтобы не повторить судьбу биохимика Чарльза Либера, находящегося с января 2020 года в тюрьме по обвинению в незаконном получении грантов из Уханя.
Ученые из Китая также сообщили Nature, что они неохотно едут в Соединенные Штаты на конференции или другие исследовательские мероприятия, даже когда пандемические ограничения на поездки снимаются. Они выражают желание переключить своё внимание на сотрудничество с Европой или Японией, тем более, что исследователю становится проблематично получить визу в США.
Собственно, КНР — не единственная страна, научное сотрудничество с которой по ряду направлений было приостановлено. Так, в 2014 году, пользуясь политической обстановкой на Украине, американцы «прикрыли» совместные проекты с Россией в области энергетики.
Интересно, что на фоне этих событий Россия делает важные шаги к расширению научного партнёрства с Китаем, прежде всего, в сфере общественного здравоохранения и биологической безопасности. По словам посла КНР в России Чжана Ханьхуэя, Россия и Китай в рамках перекрёстного года научно-технического сотрудничества, открытие которого состоится в текущем году, будут наращивать совместное производство лекарств и вакцин, а также вместе работать в высокотехнологичной сфере, над искусственным интеллектом, облачными технологиями и большими данными.
Решение о пересмотре научного сотрудничества с КНР для США — это не скоропалительное, экстренное решение из-за пандемии коронавируса, но очередное ужесточение политики обмена информацией в высоких технологиях, первые сигналы которого прозвучали в 2018 году.
Тогда Министерство юстиции США запустило «китайскую инициативу», чтобы противостоять «краже интеллектуальной собственности или экономическому шпионажу» Китая. Собственно, именно в результате этой инициативы и попал в поле зрения Чарльз Либер из Гарварда. Его разрабатывали в течение длительного времени до ареста, потому что стало известно о том, что он получает финансирование из Китая и не сообщает об этом согласно инструкции организации, которая в основном финансирует его труды — в Национальный институт здравоохранения США (NIH). 54 исследователя из США ушли в отставку или были сняты со своих должностей по аналогичным причинам.
Американские агентства также расследуют иностранное вмешательство в финансируемую государством науку. С 2018 года Национальный научный фонд (NSF) принял меры в 16-20 случаях, когда иностранные связи не были должным образом зарегистрированы. 93% из 189 исследователей, получивших гранты NIH (то есть, крупнейшие учёные), по-видимому, нарушили агентские или институциональные правила, касающиеся конфиденциальности экспертной оценки, конфликта интересов или раскрытия иностранных связей, получив поддержку из Китая. Им есть, чего опасаться.
Но охват партнёрских отношений между США и Китаем в дальнейшем вряд ли принципиально изменится. Собственно, все кажущиеся репрессивными меры были направлены на соблюдение этики совместных исследований, которые должны быть финансово прозрачными и соответствовать национальной и технологической безопасности обеих стран.
Китай и Соединенные Штаты являются крупнейшими партнерами друг друга в плане соавторства опубликованных работ, и пока нет никаких признаков того, что это прекратится. Тому две причины: во-первых, сотрудничество начинается за 2-5 лет до появления научных статей, во-вторых, с 2018 года, несмотря на расследования, число договорённостей о совместной работе не изменилось.