Проблема доверия к регуляторам здравоохранения — проблема не только российская. В США она не менее острая, хотя процесс принятия решений здесь в большей степени прозрачный: государство обращает внимание на мнение экспертного сообщества и хочет сохранить доверие общественности, не уповая только на административное воздействие на неё.
Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (аналог нашего Росздравнадзора) переживает кризис доверия. Более девяти месяцев оно было обезглавленным — правительство искало человека, который мог бы вернуть репутацию регулятору. И вот, нашло, только часть экспертного сообщества резко возражает против выдвиженца Джо Байдена — руководителя Управления времён Обамы Роберта Калиффа, занимавшего этот пост до 2017 года.
Дело в том, что новый старый министр «прикормлен» фармгигантами. Он является членом правления Cytokinetics, биофармацевтической компании, и получал гонорары за консультации от фармацевтических и биотехнологических компаний Merck, Amgen, Biogen, Genentech, Eli Lilly и Boehringer Ingelheim. «Как же человек может контролировать тех, с кем он тесно финансово взаимосвязан?», — вопрошают эксперты.
Проблема в том, что Агентство с годовым бюджетом $2.8 триллионов в последнее время столкнулось с рядом «мутных» дел, от одобрения спорных лекарств и неэффективных тестов до обвинений в политической ангажированности. А американские налогоплательщики хотят, чтобы оно было независимым и преследовало только общественные интересы.
То, что Роберт Калифф — один из самых опытных клинических испытателей в США (на что справедливо указывает Джо Байден), ни у кого не вызывает сомнений. Да, он не совершит ошибок новичка, но может совершить ошибки, от которых не гарантирован как специалист — лоббировать интересы крупных фармкомпаний, с которыми он так тесно связан.
Тем не менее, Сенат уже проголосовал за его кандидатуру. Многие голосовали за него в связи с тем, что это лучшее, что смогли найти за несколько месяцев. Теперь, с наибольшей вероятностью, Роберт Калифф вернётся на свой пост и начнёт реформу процесса одобрения лекарственных средств в США.
В России назначения такого рода проходят молчаливо. Так было и в апреле 2020 года, когда на пост главы Росздравнадзора пришла Алла Самойлова — бывший руководитель Минздрава Чувашии, санатория «Чувашиякурорт» и медицинского центра планирования семьи «Семья».
Наша организация борется за национальные интересы так, как она их понимает. В частности, выступает за приоритет российских вакцин и чистоту рядов российских медиков, которые не должны ставить под сомнение линию партии — эффективность вакцинации от коронавируса. Да и вообще качество препаратов, производимых в России и продаваемых в крупных сетях.
В экспертном сообществе говорят о том, что назначение Аллы Самойловой фактически отдало Агентство под крыло Минздрава, за которым оно должно бы было надзирать. Но для России хорошие отношения кого-то с кем-то — это не проблема, а национальная особенность. Никто и не ожидает, что где-то в России есть какой-то объективный контроль, а скромно оплачиваемое экспертное сообщество благоразумно помалкивает, не желая портить отношения с властью, чтобы не лишиться последних средств к существованию.