В жизни каждого музыкального инструмента есть сочинения, которые можно назвать знаменательными. Они явились своего рода открытием их возможностей, выходом на большую сцену, началом большого и длительного триумфа. Для виолончели подобным пропуском в мир великих свершений стали Виолончельные сюиты И.С. Баха.
Из истории
Шесть Виолончельных сюит (BWV 1007-1012) были созданы Иоганном Себастьяном Бахом в период его жизни в Кётене. На службу к князю Ангальт-Кётенскому в качестве капельмейстера Бах устроился в 1717 году и пробыл на этой должности в течение 6 лет до 1723 года.
Служба у князя была благодарной, так как вельможа увлекался музыкой и высоко почитал талант Баха, давая ему творческую свободу. В этот период Бах особенно активно обращается к созданию светской музыки. Связано это было отчасти с тем, что князь, будучи приверженцем кальвинизма – одного из ответвлений протестантизма, не был любителем пышной церковной музыки, какую ему мог преподнести Бах.
Кетенский период жизни Баха подарил миру блистательные образцы светской музыки – партиты и сюиты для клавира, виолончели, скрипки, «Бранденбургские концерты» и первый том «Хорошо темперированного клавира».
Образная и эмоциональная наполненность этих сочинений, подарившая им многовековую славу и признание, была во многом связана с личными переживаниями. Летом 1720 года, когда композитор сопровождал князя в поездке в Карловы Вары, скоропостижно умерла его супруга Мария Барбара. У четы осталось 4 ребенка, младшему из которых едва исполнилось 5 лет.
Спустя полтора года Бах обрел личное счастье, обвенчавшись с певицей Анной Магдаленой (в девичестве Вильке). Будучи на 16 лет моложе супруга, Анна Магдалена смогла стать ему верной спутницей и помощницей не только в семейных делах, но и в творчестве.
О сюитах
Шесть виолончельных сюит Баха, построенные в виде циклов из 7 пьес преимущественно танцевального характера, стали во многом революционными для того времени. Созданные для виолончели соло, они испытали на себе влияние полифонического гения Баха и определили виолончель в круг мелодически совершенных инструментов, которым под силу передавать эмоции глубокого плана.
Виолончелист Пабло Казальс отмечал:
«Бах видел технические возможности инструмента, — возможности, которые в то время не получили должного применения. Здесь, как и во многих отношениях, он шел впереди своего времени».
Среди крупных музыкантов, обращавшихся к циклу Сюит, необходимо отметить отечественных метров Даниила Шафрана, Мстислава Ростроповича, Александра Князева.
Комментарий о цикле Виолончельных сюит И.С. Баха культурно-политическому журналу Э-Вести дал известный российский виолончелист и органист Александр Князев.
ЭВ: Александр Александрович, мы с Вами не так давно беседовали о Бахе и Вашем отношении к нему. Вы тогда признались, что по причине глубокой симпатии к композитору освоили орган. Программа предстоящего концерта вновь посвящена великому немцу и Вы будете играть на виолончели.
Князев А.: Я во всем мире известен, прежде всего, как виолончелист. Программа вечера называется «Иоганн Себастьян Бах. Шесть сюит для виолончели соло». Бах написал для виолончели (и не только – есть и для скрипки, и для клавира) сюиты, или как еще их называют партиты. Для виолончели композитором было написано всего 6 сюит, и все их я буду играть в течение одного вечера. Это огромная программа, своего рода музыкальный марафон длительностью 4 часа.
Все 6 сюит в один вечер исполняются очень редко. В Москве последний раз все 6 играл я, это было 18 лет назад. В мире этот подвиг еще совершает известный американский виолончелист Йо-Йо Ма. Весь цикл виолончельных сюит Баха, представленный в один вечер, это, конечно, программа уникальная. Виолончелисты исполняют в концерте одну сюиту, максимум – три. А все шесть – чрезвычайно редко. Это, повторюсь, своего рода марафон, посвященный Баху.