Александр Князев сыграет «Гольдберг-вариации» Баха

Александр Князев за органом

8 апреля 2017 года в Малом зале Консерватории Александр Александрович Князев исполнит на органе «Гольдберг-вариации» И.С. Баха в транскрипции Ж. Гийю.

Александр Князев (род. 1961) – российский виолончелист, органист, Заслуженный артист РФ. Выпускник Московской консерватории как виолончелист (класс профессора Федорченко А.К.) и Нижегородской по классу органа (класс профессора Козловой Г.И.). Как виолончелист он получил мировое признание, завоевав престижные награды на международных конкурсах им. Г. Кассадо во Флоренции, им. П.И. Чайковского в Москве и др. Активно занимается исполнительской деятельностью как органист, исполняя такие редкие программы, как «Искусство фуги» и «Гольдберг-вариации» И.С. Баха.

В преддверии концерта редакция «Э-Вести» подготовила интервью с А.А. Князевым, которое раскрыло для наших читателей непреходящую силу любви музыканта к Баху как композитору и органу как инструменту.

«Бах для меня Вселенная»

ЭВ: Что собой представляет для Вас – опытного, многогранного музыканта, Иоганн Себастьян Бах?

Александр Князев: Бах для меня — Вселенная музыки. Это мой любимый композитор, основа всех основ, начало всех начал. То, что я, будучи уже признанным виолончелистом, в 26 лет стал заниматься органом, был связан именно с Бахом и желанием играть его музыку. В Нижегородской консерватории был отдельный органный класс, которого не было в Московской консерватории, и великолепная органистка – мой профессор Г.И. Козлова, которая давно уже ушла, но я её люблю и почитаю до сих пор. Я там учился 2 года.

На органе я играю больше, чем на виолончели.  Для виолончели Бах написал 6 виолончельных сюит – гениальная программа, которую я всё жизнь играю и люблю, но для органа Бах написал 9 огромных томов музыки, которые умещаются в 15 концертов. Где-то половину этой музыки я уже играю, а другую половину мне ещё предстоит выучить. Моя цель – выучить всего Баха, а, может быть, даже записать. У меня скоро выйдет третий диск органной музыки.

Однажды мне довелось играть на малой родине Баха, в городе Кётен (Köthen). Как раз там он написал свои партии для виолончели и скрипки. Это была съёмка для фильма о Бахе.

ЭВ: Что представляют собой Гольдберг-вариации Баха, которые Вы будете играть на концерте?

Александр Князев: Гольдберг-вариации – это одно из популярных сочинений Баха, созданное для двухмануального клавесина. С этим сочинением связана интересная история. Граф Герман Карл фон Кейзерлинг, русский посланник на территории нынешней Германии, тогда Священной Римской империи, страдал бессонницей и попросил Баха написать ему развлекательную музыку, под которую он быстрее бы засыпал. Бах создал эти вариации. Их название «Гольдберг» связано с именем ученика Баха (и личного музыканта Кейзерлинга – прим. ред.) Иоганна Готлиба Гольдберга, который был большим клавесинным виртуозом и играл Кейзерлингу баховское сочинение перед сном. Конечно, вариации имели фурор и произвели эффект, совершенно обратный ожидаемому (смеется – прим. ред.).

В гениальном баховском наследии это своеобразный хит, известный всем.  Это сочинение создано для клавесина, в мировой практике оно часто играется на рояле, и редко —  на органе. В России до меня это ещё никто не играл, что связано с виртуозностью и трудностью для исполнения. Я исполняю сочинение в транскрипции величайшего французского органиста Жана Гийю, который записал эти вариации 20 лет назад.

ЭВ: «Гольдберг-вариации», судя по истории их создания – это светское произведение?

Александр Князев: Да, это светское произведение. Сам жанр вариаций, этого виртуозного цикла, он светский. Другое дело, что моё мнение, как и мнение многих музыковедов, состоит в том, что большой разницы в светской и духовной музыке Баха нет. Медленные вариации вполне могли бы быть в его мессах, «Страстях по Иоанну», в кантатах…

ЭВ: Насколько это сочинение доступно слушателю с минимальным слуховым опытом в сфере подобной музыки?

Александр Князев: Я убежден в том, что для людей с минимальным уровнем или даже без уровня вовсе, самая доступная и понятная классическая музыка – это музыка Баха. Моя практика показывает, что когда на афише стоит имя только Баха, то приток публики на концерт больший, чем на каких-то других композиторов.

Еще при СССР я много выступал в самых непредсказуемых местах нашей Родины. Была такая организация, как «СоюзКонцерт», она организовывала выступления в профилакториях, лекториях, санаториях…

Один из таких концертов проходил на тракторном заводе в Челябинске в 8.15 утра. Эта история была очень показательна. Когда трудяги, что всю ночь простояли у станка, вместо того, чтобы пойти покурить, отправились слушать какого-то виолончелиста с каким-то Бахом. Я кое-как уговорил их на 5 минут музыки. Мы сыграли одну часть из сюиты Баха, — они говорят: «Раз уж приехал, ещё что-нибудь сыграй». Вторую часть слушали в тишине, и потом попросили сыграть еще. Это была настоящая победа музыки Баха.

ЭВ: Вы по-прежнему так же любите Баха и орган,  как это было 30 лет назад?

Александр Князев: Я люблю его гораздо больше  и сильнее. И орган с каждым годом мне нравится всё больше и больше. Это колодец, который неисчерпаем. Когда ты играешь такую великую музыку, в ней каждый раз открываются какие-то новые грани, новые черты, новое вдохновение.

Когда: 8 апреля 19.00

Где: Малый зал Консерватории, Б. Никитская, 13

Предлагаем прослушать в исполнении Александра Князева один из виолончельных шедевров И.С. Баха – Аллеманду из Пятой виолончельной сюиты до-минор.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку