В 2018 году мировой рынок промышленных роботов, на первый взгляд, показал скромный рост (+1%), достигнув планки в 384 тысячи поставок, сообщает Международная Федерация Робототехники (IFR). В России рынок рос существенно динамичнее – +21% к прошлому году, но абсолютные результаты не впечатляют. Основные причины – отсутствие спроса и компетенций.
Средние данные по мировому рынку менее информативны, чем региональная картина. Если в Европе и Америке наблюдается хороший рост потребления промышленных роботов (+7% и +6% соответственно), то в Азии, на которую приходится 2/3 рынка, налицо рецессия (падение составило -1%).
Мировым лидером по внедрению систем автоматизации остается Китай. В 2018 году туда было отгружено 133’200 промышленных роботов. За ним следуют Япония (52’400 шт.), США (38’100 шт.), Южная Корея (37’600 шт.) и Германия (27’900 шт.).
Важно обратить внимание, что картина насыщенности производства роботами (в расчёте на 10’000 рабочих) даёт иной состав лидерства, где Китай уходит на 21 позицию. Впереди планеты всей по этому показателю Южная Корея, где коэффициент составляет 710 роботов, за ней следуют Сингапур (658), Германия (322), Япония (308) и Швеция (240).
Региональная картина потребления промышленных роботов напрямую связана с роботоёмкостью отраслей. Лидируют по потреблению промышленных роботов те страны, где развиты основные сферы их приложения — автомобильная и электронная промышленность (на долю этих отраслей приходится около 60% продаж роботов). Но лидерство автопроизводителей и производителей электроники за 2018 год пошатнулось – рынок показал снижение закупок в обеих отраслях (на -6% и -8% соответственно). По словам главы IFR Стивена Уайата, первая, сейчас трансформируется, переходит с бензина и дизеля на на электромобили, спрос на автомобили падает, как и спрос на смартфоны (-5% по итогам 2018 года).
В России рынок показывает совершенно иную, внушающую оптимизм динамику (+21% к прошлому году), но абсолютные результаты не впечатляют – в стране за год было продано лишь 860 роботов, а в эксплуатации находятся всего порядка 5 тысяч промышленных роботов (5 роботов на 10’000 рабочих, в 17 раз ниже среднемирового показателя и в 142 раза ниже Южной Кореи). Объем рынка робототехнических систем в целом составил 7.5 млрд. рублей, из которых на сами роботы приходится 2.5 млрд. рублей (остальное добавляют инжиниринг, программное обеспечение, оснастка и так далее).
Культурно-политический журнал Э-Вести попросил прокомментировать данные исполнительного директора Национальной Ассоциации Участников Рынка Робототехники (НАУРР) Алису Конюховскую.
ЭВ: Алиса, скажите, пожалуйста, чем российский рынок промышленных роботов отличается от остального мира, и отличается ли?
Алиса Конюховская: У нас еще не сформировался спрос. Заказчикам в России сегодня не хватает компетенций: как внедрять, обучать людей, которые будут потом все это использовать. На предприятиях нет специалистов, умеющих работать с этим оборудованием.
Не все предприятия ещё понимают пользу от робототехники, потому что представление о ней складывается из массовой культуры. Все видели фильм «Терминатор», «Трансформеры», но мало известно о том, как роботы применяются, какая от них польза, что это средство повышения эффективности производственных процессов.
Как и в остальном мире, у нас роботы по большей части используются в автопроме – около 44%. Еще 19% — в машиностроении. Есть спрос в пищевой промышленности. Приобретаются роботы и для исследовательских центров.
Что касается предложения. В России сегодня есть ограниченное количество компаний-интеграторов, которые внедряют промышленных роботов, и у них очень большая потребность в кадрах. Наши местные интеграторы внедряют лишь небольшие робототехнические комплексы, где задействовано несколько роботов. А если речь идет о целой производственной линии, допустим для автопрома, то там зачастую привлекаются зарубежные компании-интеграторы, потому что наши компании пока такие проекты не могут реализовать. Продажи российских производителей роботов составляют менее 5%, то есть 95% приходится на продажи зарубежных компаний.
ЭВ: Какие действия надо предпринять, чтобы насыщенность роботами, а значит и эффективность производства, в России выросла?
Алиса Конюховская: Обучение кадров. Основные знания и компетенции сконцентрированы у компаний вендоров – поставщиков, а не у учебных заведений, программы которых сильно отстают от потребностей отрасли. Поэтому в России требуется объединение усилий бизнеса и ВУЗов. Сейчас некоторые компании открывают в университетах свои лаборатории, такие формы интеграции уже начинают практиковаться. С другой стороны, не хватает льготного финансирования модернизации производства с помощью робототехнических комплексов, нужны просветительские меры. Например, библиотека решений по применению роботов.
ЭВ: За рубежом эта сфера как-то стимулируется?
Алиса Конюховская: От рынка к рынку ситуация отличается. Например, Китай стимулирует этот рынок, есть специальное субсидирование. В Южной Корее и других странах господдержка внедрения промышленных роботов меньше, но, тем не менее, в технически развитых странах выстроена целая политика, как эту сферу развивать, как создавать высокотехнологические рабочие места. Такие программы есть у пятерки лидеров по производству и использованию роботов в разных сферах: США, Китая, Южной Кореи, Японии, Германии.
Что касается России, такие шаги только предпринимаются. Я думаю, 2019 год станет ключевым в формировании осмысленной государственной политики в этой сфере. Речь идёт о создании дорожной карты и стратегии развития робототехнической отрасли в рамках программы Цифровой экономики.