Деловая практика американских технологических гигантов Amazon, Apple, Facebook* и Google привлекает всё большее внимание регулирующих органов не только на родине, но и в других странах. Основная претензия к ним – уничтожение конкуренции, дезинформация и волюнтаризм в отношении пользовательских данных.
На прошлой неделе стало известно, что Федеральная торговая комиссия США (FTC) подала антимонопольный иск против Facebook*, обвинив его в злоупотреблении монопольным положением и скупке конкурентов – Instagram* и WhatsApp.
FTC хочет, чтобы Фейсбук* отказался от этих активов. Учитывая, что Инстаграм* приносит большую часть прибыли холдинга, а ВатсАп занимает центральное место в планах на цифровую коммерцию, потеря этих двух платформ может привести к потере значительной доли аудитории и долгосрочной ценности Facebook*.
На волне этих новостей акции компании упали пока не очень существенно – на 2%, но долго игнорировать намерения FTC инвесторы вряд ли смогут, а значит, судьба империи Цукерберга под большим вопросом.
От разделения пострадает не только Фейсбук*, но и Инстаграм* с Вотсап, так как те во многом полагаются на технологии материнской компании, включая определение рекламных предпочтений пользователей и автоматического модерирования контента. Став независимыми, им придется создавать эти инструменты заново.
Тем временем Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) заявила, что наложит на Facebook* штраф за то, что тот, продвигая свою частную виртуальную сеть (VPN) как защиту данных, тайно использовал данные клиентов для выбора целей поглощения конкурентов. В прошлом году Фейсбук* закрыл этот проект.
«В чем-то есть перекличка с FTC, но они рассматривают вопрос конкуренции, а мы озабочены правами потребителей», – заявил глава ACCC Род Симс.
Отдельный иск австралийский регулятор подал по случаю передачи пользовательских данных маркетинговой компании Cambridge Analytica.
Кроме того, в декабре Австралия приняла решение заставить Facebook* и Google платить отечественным СМИ за используемый контент.
Но это «цветочки» в сравнении с новыми правилами, которые готовит Европа.
Европа — штрафы и раздел бизнеса
Один из пакетов – Закон о цифровых рынках (DMA) – нацелен на так называемых онлайн-стражников (gatekeepers), часть из характеристик которых – компании с годовым оборотом более 6.5 млрд. евро, с рыночной стоимостью свыше 65 млрд. евро, предлагающие услуги своей платформы в трех и более странах ЕС.
Они должны будут обмениваться определенными данными с конкурентами и регулирующими органами. Им будут запрещено давать фору собственным сервисам перед конкурентами на своих же платформах. Все сделки по поглощению должны проходить процедуру одобрения у регуляторов, чтобы предотвратить ограничение конкуренции.
За нарушение правил «стоящим у онлайн раздачи» компаниям грозят штрафы до 10% от годового глобального оборота или разделение бизнеса, в качестве крайней меры.
Второй пакет – Закон о цифровых услугах (DSA) – также нацелен на крупных онлайн-игроков с аудиторией более 45 млн. пользователей.
Они будут обязаны бороться с незаконным контентом и нецелевым использованием платформ для нарушения гражданских прав, избирательного законодательства, общественного благополучия. Нарушения правил будет караться 6% штрафом с годового международного оборота компании.
Кроме того, компании должны будут раскрыть детали модерирования политической рекламы и ранжирования контента.
«Эти предложения служат одной цели: убедиться, что мы, как пользователи, имеем доступ к широкому выбору безопасных продуктов и услуг онлайн. И что компании, работающие в Европе, могут свободно и справедливо конкурировать в интернете так же, как и в офлайн режиме. Это один мир», – заявила еврокомиссар по конкуренции Маргрете Вестагер, курирующая дело техногигантов.
Прежде чем вступить в силу проект новых правил должен будет пройти процедуру утверждения странами ЕС и законодателями Евросоюза, некоторые из которых ратуют за ужесточение законов, а другие обеспокоены чрезмерным регулированием.
Все эти инициативы свидетельствуют об обеспокоенности правительств тем, что рычаги управления общественным мнением и рынками внезапно оказались в руках нескольких крупных частных компаний, находящихся при этом в иностранной юрисдикции.
Если говорить о России, то, что мешает Яндексу ранжировать свою новостную, политическую и поисковую выдачу, как ему заблагорассудится? У него здесь значимых конкурентов нет. Кто для него конкурент на рынке такси, маркетплейса, автомобильных объявлений? Но он лишь частный случай общей системы.
Консолидация бизнеса – банков, строительных, авиационных, судостроительных компаний и прочих отраслей – для конкуренции с зарубежными гигантами вроде бы хорошо, но у нас, очевидно, не получается создать эффективные аналоги корейских чеболей, мы просто сами душим свой бизнес и развитие там, где имеем хоть какие-то шансы быть лидерами. Пора бы правительству задуматься над более эффективными мерами развития экономики, включая технологическую отрасль.
* 21 марта 2022 года Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена. Facebook и Instagram, принадлежащие ей, также запрещены.