29 октября 1888 года родился выдающийся авиаконструктор, учёный-легенда и удивительный человек Андрей Туполев. Он исповедовал лозунг: «Не жизнь как жизнь, а жизнь как творчество». Об этом человеческом существе можно говорить много — и всё равно всего не сказать.
В чём легендарность Андрея Туполева? Во-первых, Андрей Николаевич прожил 84 года, хотя врачами ему отводилось не более 30 лет, и ни на один день не прекращал свой творческий полёт. Во-вторых, количество «выданных на гора» моделей самолётов, сделанных в тюрьме, «зашкаливает».
Этот человек всю жизнь дышал одним лёгким. При этом 15 лет сидел в тюрьме, работал на износ, находясь на прямой линии со Сталиным и постоянно пребывал в состоянии стресса. Учёный никогда никому ни на кого не жаловался, не оставил ни одной строчки воспоминаний, но всё научное сообщество знает каждую секунду, каждый миг его жизни. Настолько впечатляющая это была фигура даже на фоне других выдающихся людей науки и авиастроения.
Добавлю ещё две краски, которые существенно придают силу портрету этого выдающегося русского учёного. Он никогда не был членом партии, а на вопрос, почему он не хочет в неё вступить, отвечал: «Незачем». Будучи беспартийным, Туполев единственный за всю историю Советской власти получил звание генерал-полковника., и, как рассказывали его дети, военную форму носить учёный не любил.
Туполев — беспрецедентная личность не только в российской науке по количеству изобретений, но он уникален и в мировом авиастроении. Автор более 100 моделей самолётов, из которых (sic) 70 пошли в серийное промышленное производство. Хотя уже прошло 50 лет со дня его смерти, не только страна летает на них, но и весь мир продолжает использовать воздухоплавательные аппарату «Ту», считая эти самолёты самыми надёжными и самыми комфортными.
Туполев обладал самым большим количеством Сталинских премий и имел 8 орденов Ленина. Удивительно, но факт: выдающегося человека Сталин всё же сумел посадить в тюрьму. Это произошло в 1937 году, когда умер покровитель и единомышленник Туполева Орджоникидзе (покончил жизнь самоубийством?) на взлёте своей карьеры. Туполев — это генератор идей, но, в отличие от других (учителей и своих многочисленных учеников) он всегда завершал свои идеи, придавал им реальные очертания конечного продукта. Все его самолёты, все до единого, от начала до конца обсуждались, продумывались до деталей не только с ближайшим окружением — конструкторами, но и с лётчиками-испытателями. Последние оставили целый корпус воспоминаний, которые любопытно почитать. С каким уважением, любовью, придыханием они говорят об Андрее Николаевиче!
Так формируется образ человека, выпадающего из общего контекста не только Советской страны, но и исторических параметров эпохи.
Андрей Николаевич диктовал свои условия, насколько это было возможно, Сталину даже в тюрьме. Он отказывался творить, пока не выполняли его требований. Они были промыслительными, вплоть до «выпустить жену из тюрьмы» или «привезти из Пермского лагеря Сергея Королева, умирающего в тяжелейших трудовых условиях и потерявшего здоровье» (Туполев спас ему жизнь, поставив в шарашке своей правой рукой)
Требования Туполева всегда касались конкретных вопросов, связанных с тем или иным летательным аппаратом, с его судьбой. Не будем забывать, что во многом победа во Второй Мировой войне (как, впрочем и Великой Отечественной) произошла от перелома в воздухе, связанного с именем Туполева. Это произошло в связи с появлением целого ряда моделей бомбардировщиков, которые в общем-то и решили судьбу войны в воздухе.
Моя семья чтит имя А.Н. Туполева не только потому, что он великий учёный. Его судьба была связана с нашей на протяжении всей его трудовой деятельности. Сестра моей бабушки Екатерина Васильевна Павлова была личным референтом Туполева, хотя формально её должность называлась «заведующая технической библиотекой».
Я лично помню Андрея Николаевича смутно, он лишь однажды при мне пришёл домой к Екатерине Васильевне в её комнатушку в 2-комнатной коммунальной квартире после того как она ушла на пенсию, чтобы навестить её и поинтересоваться жизнеобустройством. В маленькую комнатку тогда набилось огромное количество народу, Андрей Николаевич был в военной форме, я хорошо помню его дорогую шинель, запотевшие очки и широкую добрую улыбку, которой он одаривал присутствующих.
Екатерина Васильевна Павлова никогда не демонстрировала адреса с наградами и благодарственными письмами, подписанными Туполевым ей. О них мы узнали только после кончины верного друга и соратника авиаконструктора в 1979 году. Она пережила начальника на 5 лет.
Мой дед Фёдор Максимович Ширманов был одним из 8 основателей Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н. Е. Жуковского (ФАУ «ЦАГИ»), где затем работал его брат Пётр, а дед числился научным руководителем, хотя помимо этой должности имел их не счесть. Главная из них — генеральный конструктор ОКБ «Туполев».
Жизнь моего деда также была непроста. Однажды его спас его ученик А.С. Яковлев, основатель одноименного конструкторского бюро и создатель самолётов «Як». Он приехал за дедом, которого отправили на трудовой фронт — копать оборонительную траншею под Москвой, и мокрого и обессиленного увёз на Моторостроительный завод №39.
Яковлев писал в воспоминаниях, что если бы не было Туполева, то войну, вероятно, мы всё равно бы выиграли, но гораздо большей ценой. Сталин положил бы на алтарь войны другую оставшуюся половину населения…