Австралийское правительство заставит цифровые платформы, включая Facebook* и Google (Alphabet Inc) делиться доходами от рекламы с местными медиа-компаниями. Страна станет одной из первых, которая потребует от цифровых гигантов платить за контент, который они используют. Будет ли это в России?
Как сообщает Reuters, Государственный казначей Джош Фриденберг сказал, что этот шаг был сделан после того, как переговоры с Facebook* и Alphabet не привели к добровольному соглашению с отечественными создателями медиа-контента, которые жалуются на то, что технологические гиганты слишком плотно контролируют рекламу – основной источник доходов СМИ.
«Мы понимаем, что перед нами стоит сложная задача, это большая гора, на которую нужно подняться, – сказал Фриденберг. – Мы имеем дело с крупными компаниями, но на карту поставлено также очень многое, поэтому мы готовы к этой борьбе».
После того как переговоры об оплате контента зашли в тупик, правительство обратилось к австралийской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей (ACCC) с просьбой разработать обязательный кодекс взаимодействия между СМИ и цифровыми платформами.
Кодекс должен будет разработан до июля 2020 и принят в законодательном порядке.
Фриденберг сказал, что обязательный кодекс будет включать в себя правила обмена данными, ранжирования и отображения новостного контента, а также совместного использование доходов, полученных от новостей, добавив, что он также установит штрафные санкции и обязательные механизмы разрешения споров.
Австралийский рынок онлайн-рекламы составляет около $5.7 млрд. в год. За последние 15 лет его объём вырос в 8 с лишним раз. Из каждых $100 потраченных на онлайн-рекламу почти треть приходится на долю Google и Facebook, говорит отчёт ACCC, опубликованный в июне прошлого года.
В декабре 2019 правительство Австралии заявила, что Google и Facebook* должны будут следовать новым правилам, чтобы гарантировать, что они не злоупотребляют рыночной властью и не наносят ущерба конкуренции.
На что Facebook* сказал, что разочарован действиями правительства. Слова главы местного офиса Facebook Уилла Истона прозвучали и вовсе как издёвка: «Мы инвестировали миллионы долларов на местном уровне, чтобы поддержать австралийских издателей через механизмы контента, партнерства и обучение для отрасли».
Google сказал умнее: «Мы стремились конструктивно работать с отраслью, ACCC и правительством для разработки Кодекса поведения, и мы будем продолжать делать это в пересмотренном процессе, изложенном правительством сегодня».
Будем надеется, что и в России власть озаботится доминированием Yandex, Google, Facebook*, Одноклассники и других цифровых платформ на рынке онлайн рекламы, подрывающим экономику производителей новостного и развлекательного контента.
* 21 марта 2022 года Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена. Facebook и Instagram, принадлежащие ей, также запрещены.