Люди, в равной мере владеющие двумя языками, по ряду вопросов имеют преимущество перед сверстниками, которые говорят только на одном, например, родном языке. Последнее научное исследование гласит, что билингвы — двуязычные люди, способны легче и эффективнее концентрироваться на новых знаниях, отсеивая ненужную информацию на лету.
Двуязычность имеет свои «за» и «против», это может быть как полезно, так и вредно для самих детей. С одной стороны, они могут испытывать проблемы с национальной и культурной идентификацией, поэтому лучше сначала изучить один (родной) язык, с другой стороны — в будущем билингвы имеют более широкий кругозор и, как выяснилось, ряд преимуществ в восприятии информации.
Русский аристократ начала XIX века, говоривший и мысливший зачастую как француз, испытывал нравственные проблемы, когда в страну пришёл Наполеон. В его «революционной армии» был Русский легион, сражавшийся против своих соотечественником.
Отсюда, в том числе в русском дворянстве, укрепилось движение за родную речь и культуру, бывшее неотъемлемой частью патриотической идеологии декабризма. И всё же, даже после нашествия у некоторых дворян на столе стоял бюст Наполеона.
Факт в том, что билингвизм пришёл к нам с Просвещением, и, несомненно, дал свои просветительские плоды. Приезд французов-гувернеров помог свершиться Золотому веку русской культуры, и это имеет научное обоснование.
Сегодня билингвизм — неотъемлемая часть культуры не только аристократии, но и жизни национальных диаспор. Например, русские, уехавшие Европу, во втором поколении будут вероятнее использовать в семьях как русский язык, так и язык нового места жительства для интеграции в жизнь новой страны.
То же делают национальные меньшинства и мигранты, приезжающие в Россию.
«Наши результаты показали, что билингвы, по-видимому, более эффективно отсеивают нерелевантную информацию, — сказала ведущий автор Грейс де Мёрисс. — Одно из объяснений этого явления состоит в том, что они постоянно «переключаются» между двумя языками, и им необходимо отвлечь свое внимание от языка, который не используется в текущий момент».
Концентрация внимания напрямую влияет на усвоение материала, а значит, способствует приобретению новых знаний и их запоминанию. Такие дети получают в жизни лучшие результаты, они способны легче достигать поставленных целей не только в учёбе, но и в карьере.