Это было нечто сродни импортозамещения, где русскую оперу и балет во многом создавали итальянцы (Катерино Кавос) и французы (Жюль Перро и Мариус Петипа). При этом Дирекцию императорских театров возглавили вельможи с прозападными вкусами, и их упрекали за предпочтение европейских композиторов и драматургов.
Однако в нынешних условиях театрам всё-таки предстоит принять национальную форму, которую диктует отказ от сотрудничества европейских правообладателей, исполнителей и режиссеров из-за рубежа и ориентированных на мировые подмостки отечественных деятелей культуры.
Так, Большой театр покинули итальянский балетмейстер Якопо Тисси и выдающаяся балерина Большого театра Ольга Смирнова (последняя уволилась, чтобы перейти в Голландский национальный балет).
Большой театр не прокомментировал в своё время и замены «Севильским цирюльником» и «Спартаком» оперы Тимофея Кулябина «Дон Паскуале» и ещё одного балета Кирилла Серебренникова «Нуреев». Пресса приписывает это негативному отношению создателей к спецоперации на Украине. Кроме того, отмечается, что оба находятся за пределами России.
Затем было решено «Героя нашего времени» возродить, уже без имени Кирилла Серебренникова, что снова по каким-то причинам сделать не удалось. Видимо, пока обновлённая система управления ведущими театрами России не будет отработана, в афише Большого будет неразбериха.