Борьба женщин за свои права неотделима от борьбы за права всех

борьба за права женщин

День борьбы за права женщин против насилия над женщинами — главный праздник на Земле. Но в этот знаменательный день так и хочется крикнуть во весь голос: «А мы, мужчины, что? Кто нас-то будет защищать и когда?». Вообще, пора кончать с праздниками и приступать к нашим повседневным делам, трудным будням: защищать права и женщин, и мужчин.

 

Насилие над женщинами — полное безобразие. И с этим надо бороться всеми средствами, тем более что женщина в российском обществе — это существо легендарное, напоминающее птицу Феникс, которая способна материализоваться из пепла. Женщина в России — это и мощение дорог, и лесоповал, и пахота, и укладка шпал, и подъём разрушенного послевоенного хозяйства и бесконечная борьба за выживание (прежде всего, её самой — единственного гаранта выживания её детей).

Знаменитый фильм «Родная кровь» с великолепным актёром старой русской школы Евгением Матвеевым и латвийской актрисой Вией Артмане, где описываются первые дни послевоенной тишины в деревне, о том, как солдатка с пятерыми детьми — работница парома влюбляется в медведя-шатуна, яркий тому пример.

Русская женщина — это не героиня романов Тургенева. Это земная «Богоматерь» спасающая мужа-пьяницу, вытаскивающая за волосы худородную экономику и молча, стиснув зубы и сжав кулаки противостоящая насилию крепостнического государства времён Сталина-Ельцина-Путина. Это то, о чём писал В.С. Соловьёв в своей теории Триединства, или теории Софии.

Божественное начало — это прежде всего женское начало в земной жизни. Женщина — это не удар обухом топора по голове, это прежде всего мудрость и стоицизм, а также бесконечная доброта, милосердие и любовь.

Так, как русский народ должен быть благодарен русской женщине, не должен быть благодарен ей ни один другой народ. В лютые зимы она спасала Москву заграждениями, подвозила продовольствие голодающему Ленинграду, перевязывала кровоточащие раны солдату под Сталинградом. Многотерпимая, стойкая, крепкая, верная своей земле и своему мужу, русская женщина — это тот дар Божий, которым наградил Господь русскую землю. Это особый духовный склад человеческого существа, который отдаёт на алтарь других всю себя без остатка.

Ещё кое-что о духовном. В этот день, так случилось, родился выдающийся Папа Иоанн XXIII, «красный Папа», с именем которого связаны большие подвижки в 1961-1962 годах в промыслительной, духовной области всего человечества.

Кубинская революция 1959 года — это отражение подвижек в мире и сознании двух католических континентов западного мира: Северной и Южной Америки. Если бы не Движение освобождения, получившее в богословии название «Теологии освобождения» (наиболее видная фигура — Фрей Бетто), не могло бы быть речи ни о каких социалистических идеях, а тем более о приходе к власти материалистов левого толка.

Ведь после Второй Мировой войны мир в очередной раз прозрел. Человечество осознало, что путём насилия невозможно в долгосрочном плане решить ни одну цивилизационную задачу. Церковь, прежде всего Ватикан, с одной стороны, подвергаясь давлению стран Оси, с другой — поддерживая демократические тенденции и справедливую борьбу союзников по коалиции с мировым злом, выходит из войны обессиленным, но вооруженным обновлённой идеей о том, как возрождать мир после почти двух десятилетий кровавого насилия в 17 станах Европы (Германия и её сателлиты).

Теология освобождения дала многое для понимания новой роли церкви в современном обществе. В то же самое время, это ответ на вызовы времени и главный вопрос послевоенного периода: куда и за кем идти в условиях падения посещения церквей и заметного повсеместного угасания Веры.

Теология освобождения представляла собой нечто между теорией Яна Гуса и другими реформистами XVI-XVII веков и идей христианского социализма. Но благодаря ей огромные слои населения, прежде всего Латинской Америки, сохранили верность Римско-Католической церкви. Храмы стали вновь заполняться верующими, и в проповедях всё чаще стали слышаться нотки надежды и прозрения католических проповедников 1960х годов, призывающих к социальному протесту и социальному противостоянию.

На этом фоне стали повсеместно (в Латинской Америке и Европе) приходить к власти не только левые католики, но и вполне законченные материалисты, как это произошло на Кубе. Кроме ряда арабских стран, в мире не осталось тех, где у женщин нет права выбирать, быть избранными и участвовать в плебисцитах. Женщины отныне становятся более защищёнными. Подвижки в этом направлении происходят от переосмысления и морально-нравственного обновления и актуализации духовной жизни на Западе.

Портрет бачи. В. Верещагин
Портрет бачи. В. Верещагин

Приведу пример. Изуверский средневековый обычай бачи-вази (танцующий мальчик), до тех пор распространённый на всём мусульманском Востоке, повсюду прекращается. Ещё большой знаток мусульманского Востока — художник Верещагин, изобразил кошмарный обычай в своём полотне «Бачи-бази», которое ему запретили выставлять и он его уничтожил, о чём горько сожалел. Слава Богу, остались фотографии. Она написана в 1886 году.

Здесь изображён переодетый в девочку юноша, окруженный взрослыми мужчинами — в основном главами семей, преимущественно из богатых слоёв населения. В такт с танцующим мальчиком они двигаются в неприличных позах. Как правило, мальчики, обученные специальным эротическим танцам и переодетые в девочек — выходцы из беднейших слоёв. Они становятся предметами торга среди вожделеющих до похоти богатеев. После танцев тот, кто заплатил хозяину — работорговцу наибольший куш, получает право остаться с мальчиком наедине.

Обычай, существовавший на Востоке с IX века, прекратил своё существование совсем недавно. Случаи с бачи-бази фиксировались ещё в 1920-1930х годах в республиках Средней Азии, в частности, Узбекистане и Туркмении. Сейчас обычай сохранился лишь в отдельных районах Афганистана и в глубинке соседнего Пакистана.

Меняющаяся картина мира происходит благодаря меняющемуся коллективному сознанию людей. Роль духовных вождей, прежде всего глав авраамических религий, является определяющей в послевоенный период. Кто, как не главы церквей могут защитить сирых и обездоленных — объекты насилия со стороны властей и их прихлебателей?

Судьба Русской Православной церкви в этом плане незавидная. Как пишет один из видных клириков — ветеран правозащитного движения о. Яков Эдельштейн: «церковь часто уступает властному натиску, в то время как единственная её задача — защита паствы;  более значимой у ней нет».

В День защиты женщин от насилия мы пользуемся случаем, чтобы напомнить иерархам об их главной задаче — задаче служения Богу, предстояния за сирых и обездоленных. Конечно же, и русских женщин, стяжавших славу главного остова российского общества.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку