Лечение перекисью водорода известно каждому, если речь идёт об обработке ран. Существует также научное направление в медицине (профессор И.П. Неумывакин и др.), рекомендующее более широкое применение перекиси водорода. Но учёные московского университета (Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова) предложили использовать перекись водорода для «лечения» хвойных лесов, обнаружив на примере голубой ели, что она позволяет деревьям лучше размножаться.
Культурно-политический журнал «Э-Вести» узнал у одного из авторов исследования — к.б.н. Марии Брейгиной, каковы реалии и перспективы применения перекиси водорода.
ЭВ: Мария, каковы сегодня основные направления применения перекиси водорода для биологов?
Мария Брейгина: Исследования сигналов, передаваемых в организме человека с помощью перекиси, в норме и при различных заболеваниях, не потеряли своей актуальности.
Наряду с этим, учёные открывают всё новые естественные процессы в растительных, грибных и животных клетках и тканях, которые требуют участия перекиси и приводят к её продукции. Конечно, пагубные воздействия тоже приводят к продукции перекиси, что обычно изучается в связи с загрязнением окружающей среды, засухой и другими стрессами.
ЭВ: Иногда хитрые продавцы зелени на рынке, знающие живительные свойства перекиси водорода, опрыскивают свою продукцию раствором. Говорят, что не менее хитрые американцы добавляют перекись в соки. Но кто натолкнул учёных на исследования на молекулярном и биологическом уровне?
Мария Брейгина: Да, перекись широко применяется в практике, от медицины до бытовой химии. Её исследовали уже давно, в первую очередь, химики, а потом медики. Думаю, что многие эффекты были открыты чисто эмпирически, без соответствующих фундаментальных исследований, людьми практического склада.
На серьёзные исследования учёных натолкнул факт продукции активных соединений кислорода в живых тканях животных и растений, в частности, при иммунном ответе. Если она производится самим организмом, а потом исчезает, значит, она важна и её содержание находится под чутким контролем молекулярных систем!
ЭВ: Вы с коллегами выявили возможную роль перекиси водорода в размножении хвойных лесов. Но, возможно, она может помочь в избавлении от вредителей?
Мария Брейгина: Перекись участвует в размножению, выделяясь самим растением в нужное время в нужном месте. Речь идёт о микро-событиях на клеточном уровне, к которым очень трудно подобраться и повлиять на них.
Защита от вредителей осуществляется сходным образом, растения производят активные формы кислорода, чтобы бороться с врагами, это уже известно. Обработка перекисью извне может защитить подверженное болезни растение, но тут нужно учитывать, что в высоких концентрациях она опасна и для растительных клеток. Само растение легко находит баланс между защитой и нападением, но исследователям это сделать весьма непросто.
ЭВ: Перекись водорода с точки зрения потребителя — дешёвый продукт. Есть подозрение, что Ваш метод даст существенную экономию. Просчитывался ли экономический эффект? Если да, то, пожалуйста, поделитесь.
Мария Брейгина: Пока что речь не идёт о внедрении в практику, сейчас начался первый, фундаментальный этап. Когда станет ясно, насколько универсален открытый механизм, мы сможем предложить практически-ориентированный проект, который поможет довести фундаментальные открытия до лесных хозяйств.
ЭВ: Сколько может занять времени разработка соответствующих технологий и внедрение?
Мария Брейгина: Это верно. Пока мы изучаем механизмы контроля размножения, и это самая первая стадия. Пока мы не знаем, как это работает, мы не можем предложить оптимизацию.
Думаю, это вопрос нескольких лет, если к нам присоединятся другие исследовательские коллективы, например, из Китая (там тоже интересуются хвойными).