Гостиницы Чемпионата мира по футболу уже занимаются размещением участников состязания и бронируют места для болельщиков. Глава Ростуризма Олег Сафонов недавно выразил неудовлетворение их ценообразованием и пригрозил составить «чёрный список» тех, кто завышает цены на размещение в десятки раз. Устрашит ли это гостиницы, заставит ли это скинуть цены?
У всех, кто напрямую не вовлечён в подготовку Чемпионата мира по футболу 2018 года, возникает масса вопросов: что происходит на отельном рынке к ЧМ, что будет с ценами, какова логика ценообразования у отельеров? Как получается, что рынок не регулирует цены? Разве он сам не справляется? С этими вопросами культурно-политический журнал «Э-Вести» обратился к ведущему эксперту рынка, вице-президенту Федерации Рестораторов и Отельеров России (ФРиО) Вадиму Прасову:
«Постановление №89 (О государственном регулировании стоимости гостиничного обслуживания… — Прим.ред.) в своё время никоим образом не было согласовано, по крайней мере, с представителями общественности и отельной индустрии. Не совсем понятно, что бралось за основу в качестве предельных цен? Но оно уже принято и принято, в подавляющем большинстве отельеры не превышают эти ценовые пороги… Поэтому заявление Олега Сафонова в этом отношении звучит достаточно странно.
Надо понимать, что, во-первых, постановление в большей степени влияет на регионы.
Во-вторых, я сталкиваюсь с тем, что абсолютно не регулируется рынок аренды жилья, посуточная аренда квартир. Здесь появляются зачастую безумные цены, например, 150’000 рублей в сутки, 800’000 рублей за двое суток и т.п. Это уже не отельная история. Получается, что у отельеров есть закон, который их ограничивает, а здесь ограничений нет, ничего не отслеживается и не регулируется. При том, что отели сейчас не проверяет только ленивый. То есть, здесь есть перекос в части регулирования.
Что касается «чёрных списков», то у меня это вызывает улыбку. Я допускаю, что кто-то может завышать цены, но не представляю себе, чтобы кто-то из тех, кто завышают цены, сильно испугался оттого, что их опубликуют в «чёрном списке». Что дальше? Клиенты перестанут к нему ездить? Если бы речь шла об административном воздействии, я бы ещё понял, но список мне представляется странной мерой воздействия».
На вопрос культурно-политического журнала «Э-Вести» о том, почему государству понадобилось регулировать цены в высокий сезон, и тем самым не дать возможность отельерам заработать на высоком спросе (это не товар первой необходимости), Вадим ответил:
«Это прекрасный вопрос, но на него нет ответа. Это первая практика в рамках Чемпионата мира по футболу, когда страна устанавливает лимиты на цены в отелях. В Германии такого не было, в ЮАР и Бразилии тоже такого не было. Но были жалобы от некоторых участников, что цены высоковаты, и некоторые отели оказывались недозагружены, но это были проблемы бизнеса. Сейчас говорится, что цены отелей плохо влияют на имидж России. На мой взгляд, цены на квартиры гарантированно плохо влияют на имидж страны.
Есть доля потенциальной опасности, когда цены никоим образом не контролируются. Сознание у людей разное. На фоне кажущегося ажиотажного спроса можно поставить ту цену, которая по ощущениям даст заработать на всю оставшуюся жизнь. Но в реальности это же рынок. Болельщики, для которых цена покажется явно завышенной, останутся дома и будут смотреть футбол там.
Есть и другая возможность, что люди, которые уже приобрели билеты, могут выстроить свою логистику таким образом, чтобы в дни матча останавливаться в близлежащих городах и в город приезжать только в дни матчей. Утром приехали, посмотрели футбол и уехали».