Цветы нам не нужны, но фашизм по-прежнему актуален

Премьера "Цветы нам не нужны" в театре Модерн

Новый спектакль «Цветы нам не нужны» Юрия Грымова в театре Модерн, как и любое творение режиссера, производит сильное впечатление. Это не такая философская вещь, как «Леонардо«, где поставлены вопросы о сущности творчества и бытия, но как высказывание на политический сюжет оно имеет право на существование.

Вопрос только в том, какие чувства и эмоции вынесет зритель из него. Для меня лично ответ неоднозначен, слишком уж сложную работу мы видим перед собой.

Литературная основа спектакля была написана Надеждой Селивановой по мотивам воспоминаний «хорошего нациста» — Альберта Шпеера, которые носили название «Шпандау: секретные дневники» и рассказывали о его 20-летней жизни в тюрьме.

На сцене мы видим сначала часть трибунала в Нюрнберге, затем подобие ГУЛАГа, где бывшие фашисты влачат жалкую жизнь затворников, и нам лишь вскользь (в последнем слове каждого подсудимого да в мимолётных разговорах) говорят, за что они попали сюда.

Такова особенность мемуаров как источника — человек в них всегда старается выгородить себя. Кто-то ложью, кто-то умолчанием: Шпеер не брезговал ни тем, ни другим. Раскаяние, продемонстрированное прозревшим на суде и последующих интервью нацистом, созданные вокруг него мифы во многом помогли западному обществу принять и заново интегрировать верхушку НСДАП.

Отсутствие интригующего сюжета, ярких и положительных героев накладывает свой отпечаток на просмотр. События приходят в жизнь осуждённых из внешнего мира (который после Второй Мировой войны не стал более гуманным), воспоминания узников интересны тем, что звучит между строк, а доминирующая эстетика спектакля — немецкий фашизм (то в подаче Чарли Чаплина, то Лени Рифеншталь).

Эстетику главного героя — «архитектора» Гитлера, кроме потёртого кресла, нам увидеть не доведётся, его произведения стёрты из памяти потомков. Воздерживается Юрий Грымов и от демонстрации свастики — откровенный нацизм был бы неуместен в работе, претендующей на историческое размышление. Но факельное шествие он всё же приносит в зал и включает пропагандистскую музыку той поры, чтобы несведущий зритель не предположил, что речь идёт о настоящем.

Нельзя было забыть и об обаянии главного героя (Вадим Пинский представляет нам весьма убедительно интеллектуала и гуманиста), ведь Альберт Шпеер — один из 25 представших перед Нюрнбергским трибуналом главарей немецкого фашизма, по его окончании стал настолько популярен, что за его освобождение ходатайствовал лично Шарль де Голль. 

В заглавие «Цветы нам не нужны» отражено, пожалуй, главное деяние Альберта Шпеера в заключении, когда этот некогда могущественный человек, которому Германия эпохи Гитлера во многом обязана эффективностью производства за счёт принудительного труда, решает разбить тюремный сад-огород. При этом сама фраза «Цветы нам не нужны» принадлежит советскому тюремному руководству — тому самому, которое реализовало очень эффективный опыт ГУЛАГа, где преступникам было не до цветов.

Американский, французский, британский и советский взгляд на содержание осуждённых Нюрнбергским трибуналом — это не только разный опыт Великой Отечественной войны, но также четыре разных взгляда на человеческую жизнь. Советский вариант в глазах Альберта Шпеера — абсолютно бездушный и бесчеловечный, зачастую топорный и смешной.

Юрий Грымов снабжает мемуариста не то призраком, не то альтер-эго — Гитлером, пытаясь показать, что покойный друг не отпускал его никогда. Режиссер то тут, то там делает нам намёки, развенчивая коварные воспоминания, но проходящая перед нашими глазами череда внешнеполитических событий послевоенных десятилетий, к сожалению, приводит нас к грустному выводу — фашизм по-прежнему актуален, пока его методы (не эстетика и не название) живут в головах элит.

Едва начинаешь расчеловечивать людей — как тут же незаметно за тобой стоит смешной с виду, но не смешной по поступкам человек с усиками, который так любил цветы, что не позволял их срезать, чтобы не причинять боли. Сколько было таких с момента окончания Второй Мировой войны, кто не прошёл ни Нюрнбергский трибунал, ни Шпандау, но умер в своей постели, умертвив тысячи и даже миллионы людей…

Александр Жуков (Вальтер Функ)
Александр Жуков (Вальтер Функ)
Юрий Анпилогов (Рудольф Гесс)
Юрий Анпилогов (Рудольф Гесс)
Леонид Трегуб (Константин фон Нейрат)
Леонид Трегуб (Константин фон Нейрат)
Алексей Баранов (Карл Дёниц)
Алексей Баранов (Карл Дёниц)
Александр Колесников (Эрих Редер)
Александр Колесников (Эрих Редер)
Александр Борисов (Бальдур фон Ширах), Александр Жуков (Вальтер Функ) и Александр Колесников (Эрих Редер)
Александр Борисов (Бальдур фон Ширах), Александр Жуков (Вальтер Функ) и Александр Колесников (Эрих Редер)
Премьера "Цветы нам не нужны" в театре Модерн
Премьера «Цветы нам не нужны» в театре Модерн
Марина Дианова (жена Деница) и Алексей Баранов (Карл Дёниц)
Марина Дианова (жена Деница) и Алексей Баранов (Карл Дёниц)
Александр Борисов (Бальдур фон Ширах) и Маина Чижевская (жена Шираха)
Александр Борисов (Бальдур фон Ширах) и Маина Чижевская (жена Шираха)
Валерия Королева (жена Редера) и Александр Колесников (Эрих Редер)
Валерия Королева (жена Редера) и Александр Колесников (Эрих Редер)
Анастасия Скибунова (жена Гесса) и Юрий Анпилогов (Рудольф Гесс)
Анастасия Скибунова (жена Гесса) и Юрий Анпилогов (Рудольф Гесс)
Премьера спектакля Юрия Грымова "Цветы нам не нужны"
Премьера спектакля Юрия Грымова «Цветы нам не нужны»
Зрители на пресс-показе спектакля "Цветы нам не нужны" Юрия Грымова
Зрители на пресс-показе спектакля «Цветы нам не нужны» Юрия Грымова
Юрий Анпилогов (Рудольф Гесс) и Вадим Пинский (Альберт Шпеер)
Юрий Анпилогов (Рудольф Гесс) и Вадим Пинский (Альберт Шпеер)
Постановка пьесы "Цветы нам не нужны" Надежды Селивановой в Театре Модерн
Постановка пьесы «Цветы нам не нужны» Надежды Селивановой в Театре Модерн
Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку