Заместитель генерального директора Концерна «КРОСТ» Денис Капралов — один из тех представителей строительного бизнеса, которые прекрасно адаптировались к реформированию отрасли и его последствиям. 23 августа 2017 года на бранче «Новое слово в градостроительстве Москвы» он высказал своё принципиальное одобрение курсу правительства и заявил о том, что для строительной отрасли процессы укрупнения являются благом.
Но принципиальное одобрение отнюдь не означает, что у Д. Капралова нет надежд, пожеланий и замечаний. Культурно-политический журнал «Э-Вести» обсудил с экспертом перспективы строительного рынка.
ЭВ: Хотелось бы узнать Ваше мнение относительно того, что будет происходить на строительном рынке в ближайшее время. Минстрой где-то процедуры обещает упростить, где-то вводит регулирование…
Капралов Д.: Моё мнение состоит в том, что любые правила – это хорошо, когда все идут по одним и тем же правилам.
К примеру, есть один очень известный транспортник, который развязал очень большое количество городов. Он говорит, что нужно связать транспортную пропускную способность и количество машин, тогда все машины поедут. Пусть со скоростью 20 км в час, но поедут. Также и здесь, в регулировании. Пусть мы поедем со скоростью 40 км в час, пусть мы поедем с меньшей прибылью. Но мы все поедем с одинаковой скоростью, и будем соревноваться в одинаковых условиях. Поэтому я за любые правила.
Регулирование – оно улучшает, санирует рынок. Но самое важное, чтобы все шли по этим правилам.
Сегодня один бежит по гаревой дорожке, другой – по пересеченной местности, третий – с баночкой мохито, у него всё хорошо, льготные условия. Важно, чтобы все встали на линию, секундомер – и побежали. Заодно и покажем, чему мы научились все эти годы, как быстро мы умеем бегать, и каким будет результат.
ЭВ: Это возможно?
Капралов Д.: Надеюсь, к этому всё идёт.
ЭВ: Для крупных компаний это возможно, а как же мелкие?
Капралов Д.: А маленькие сейчас все «полетят». Ну, не может быть в строительстве маленьких компаний!
Это всё равно, что автомобили собирались бы в гараже. Да, такой автомобиль есть, наверное, его бы даже кто-то купил. Человек – очень функциональное существо. Он покупает то, что дешевле. Как этот автомобиль из гаража. Но он у него сломается через полгода, и клиент побежит жаловаться, зачем же мне такой автомобиль продали. А куда ты смотрел, покупая его в гараже?!
Так и в строительной отрасли. Укрупнение – это хорошо. Мы сможем привлекать лучшие кадры. Это ресторан может через месяц открыться, ещё через месяц закрыться, потом опять открыться. Рынок услуг должен состоять из маленьких компаний.
Но рынок строительства – это промышленная отрасль. Она не может состоять из маленьких компаний. Сюда должен быть дорогой входной билет, здесь должно быть жёсткое регулирование, тогда выиграют действительно лучшие компании.
ЭВ: Допустим, это произошло… Когда будет наведён порядок, приведёт ли это к росту строительных работ в течение 5 лет?
Капралов Д.: Рост от этого не зависит, он регулируется рынком.
ЭВ: Повысятся ли цены?
Капралов Д.: Нет, наоборот, это приведёт к удешевлению. Уже очень сильно дешевеет квадратный метр. Это всё регулирует рынок.
ЭВ: То есть, жильё будет дешеветь в ближайшие несколько лет? А как тогда с технологиями?
Капралов Д.: Всё будет хорошо в этом смысле, потому что будут конкурировать системы управления. Все будут убирать издержки.
ЭВ: Что происходит с технологиями в строительстве?
Капралов Д.: Ничего не происходит. Мы в строительстве сейчас как неандертальцы. Отрасли требуется объединение, укрупнение, в каких-то вопросах помощь государства. Тогда всё будет.
ЭВ: Есть ли шанс, что в ближайшие годы новейшие технологии придут в строительство?
Капралов Д.: Да. По-другому рынок не выживет.
ЭВ: Высшая школа экономики говорит о том, что показались признаки оздоровления рынка в виде роста производства стройматериалов. Через пару-тройку месяцев, по их словам, должен случиться рост рынка. С чем Вы связываете этот рост, и как он скажется на рынке?
Капралов Д.: Строительных материалов мало, сейчас будет их дефицит, и пойдёт рост производства. Около 85% в строительстве – это российские материалы. Единственное, что мы пока ещё не научились производить – это задвижки, крепления…
В связи с запуском реновации, по моим прикидкам, стройматериалов не будет хватать примерно в 2 раза.
ЭВ: Объём строительного рынка вырастет? Вы надеетесь на рост в ближайшее время или будете жить в тех же условиях?
Капралов Д.: Мы будем жить в этих цифрах.
ЭВ: А где будет точка роста?
Капралов Д.: Точка роста будет лет через 5.
ЭВ: Реновация?
Капралов Д.: Реновация – это точка роста, очень крупная. Но она наберёт обороты лет через 5. Сначала рынок пойдёт тихонько вверх, а затем будет взрывной рост.
ЭВ: Как Ваша компания ощущает в тех условиях, которые сейчас есть?
Капралов Д.: Очень хорошо, очень крепко. Мы были готовы к этим условиям, и мы к ним готовились.
Мы сейчас открываем научно-исследовательский институт строительной отрасли. Это технологии, которыми мы как раз хотим объединять строительные институты, научные институты, большое количество лабораторий. В Москве около 15 лабораторий, но они разрознены, расположены в разных частях города. Мы их объединим под одной крышей.
Мы также начинаем привлекать кадры из школы, как в СССР делалось в рамках УПК (Учебно-производственный комбинат — то есть, в советские время подготовка старшеклассников к трудовой профессии — прим. ред.).
Никто не идёт в строительные специальности. Мы уже сейчас работаем с МАРХИ и МИСИ, начинаем брать студентов оттуда. Мы прошли ГЗК (градостроительно-земельную комиссию — прим. ред.), сейчас открываем строительный технопарк (первый учебно-строительный