Одомашнивание диких животных в общих чертах известно науке, но в этом процессе есть и неизвестные. В частности, до недавнего времени было неясно, кто приручил первого друга человека — собаку, и где это произошло.
Сегодня в распоряжении исследователей есть современные технологии, и они решили подойти к вопросу об одомашнивании собаки с позиции изучения человеческой и собачьей ДНК. Действительно, когда человек впервые пришёл на американский континент, рядом с ним была собака.
Археолог Даремского университета Анджела Перри и ее коллеги взяли имеющиеся в их распоряжении следы древнейших ДНК человека и собаки. Сравнительный анализ генома (известно, что мутации происходят с определённой скоростью и позволяют определить общих предков) дал удивительный результат: собаки были одомашнены около 23 ‘000 лет назад в Сибири.
Древние обитатели северо-восточной Сибири, одомашнившие животных, в ледниковый период «застряли» в труднопроходимых местах. Сибирские археологические памятники немногочисленны и далеко расположены друг от друга; в основном, люди тогда жили небольшими изолированными группами. Необходимость передвигаться, с одной стороны, и близость серого волка, с другой, подсказали удобное для всех решение — дружить видами.
Действительно, с едой в Сибири было не очень хорошо. Человек, вооружённый копьями и другими орудиями, съедал потенциальную волчью добычу, и редкий отчаянный волк подходил к людям, чтобы полакомиться объедками. Агрессивные особи нещадно убивались древними охотниками-собирателями, а дружелюбные были сыты и выживали. Благодаря дружбе, возникшей в суровых сибирских условиях, древний волк получил стабильное питание, человек — транспортное средство, помощь в охоте и охрану.
Иными словами, ученые предполагают, что соседи-сибиряки со временем наладили отношения, что привело к одомашниванию волка и появлению собаки. Тысячи лет спустя сибиряки стали заводчиками — одомашненных, привыкших к человеческому обществу детёнышей они стали отдавать соседям, в том числе, далеким предкам коренного американского населения, перебравшихся в Америку.
Перри и ее коллеги заметили, что группы собак и людей имеют тенденцию генетически разделяться или соединяться примерно в одно и то же время и в одних и тех же местах, что говорит о том, что эти виды отделялись от основных одновременно. Одно из таких генетических разделений произошло около 16’000 лет назад. Это были первые люди, пришедшие в Америку, которые привезли с собой своих сибирских собак.
Это были хаски, благодаря которым люди смогли быстро сориентироваться на новом континенте и освоить его в кратчайшие сроки. Отныне люди и собаки путешествовали всегда вместе.
Другие древние сибиряки, путешествуя на запад, перенесли свой опыт приручения собак в Азию и Европу, откуда они распространились уже по всему миру.
Собаки не только путешествовали с человеком, но и разделяли его невзгоды. Многие из первых собачьих поселенцев сгинули во время истребления индейцев в Америке, от войн и болезней, в том числе при встрече с другими европейскими породами собак. «Когда европейцы привезли с собой в большом количестве своих собак, европейские породы в конечном итоге заменили многие древние генетические линии», — говорит Перри.
Пока учёные работали в основном с американским материалом. После обнаружения родины собак в Сибири, у них возникла необходимость изучить этот материал на месте. Останки древних собак, например, из стоянок на Афонтовой горе в Сибири, могут содержать древнюю митохондриальную ДНК. Учёные надеются получить их в ближайшее время и изучить, что позволит им уточнить время одомашнивания собаки и подробнее рассказать об их русско-американской судьбе.