Музыкальная династия церковных музыкантов Пуччини в итальянском Лукке была известна 124 года. Она прервалась на Джакомо Пуччини, которому было суждено стать великим оперным композитором.

Джакомо Пуччини, сегодня известный всему миру как выдающийся оперный композитор, вышел из семьи потомственных музыкантов, посвятивших свои таланты служению церкви. Родоначальником рода церковных музыкантов был полный тезка и прапрадед будущего композитора Джакомо Пуччини (1712-1781), а история рода тесно связана с небольшим итальянским городом Лукка в Тоскане и собором Сан-Марино.
Пение в церковном хоре, игра на органе и участие в богослужениях были привычны для Пуччини с ранних лет и, по семейной традиции, молодой человек должен был получить пост церковного музыканта по наследству. Он был единственным сыном из 7 детей своих родителей – Микеле и Альбины Пуччини.

Здесь 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно живых традиций своей родины. Он создал легко запоминающиеся мелодии, обогатив их новыми голосами жизни. Как прославленный мастер, он — через стилистически совершенные и гибкие формы — вновь утвердил во всем мире национальное содержание искусства.
Из мемориальной таблички, размещенной на доме вскоре после смерти композитора.
Отец Джакомо умер, когда мальчику было всего 5 лет. Первые уроки музыки Джакомо и посильную помощь семье оказывал дядя Фортунато Маджи – органист и руководитель капеллы и преподаватель музыкального лицея. Джакомо с юных лет подавал большие надежды. Его органные импровизации пользовались огромной популярностью у прихожан: музыкант искусно вплетал в них народные мелодии и популярные арии, чем нередко вызывал недовольство духовенства.
В 1876 году Джакомо с друзьями отправился пешком в Пизу (около 40 км от Лукки) и там впервые побывал в опере. Молодому человеку несказанно повезло – его первым опытом соприкосновения с музыкальным театром стала легендарная «Аида» Джузеппе Верди. Вдохновленный этим шедевром, Джакомо понял, что хочет писать оперы.
Первое музыкальное образование Пуччини получил в родном городе в Музыкальном институте имени Дж. Пачини. Дипломная работа, написанная к окончанию этого заведения в 1880 году, хранит традиции семьи. Это Messa di Gloria на текст католического богослужения для оркестра, хора, тенора и баритона.
Messa di Gloria – полноценная пятичастная месса, включающая традиционные для духовных произведений части Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei. Привычен и исполнительский состав произведения – смешанный хор с выделением двух солистов и оркестр.
Но музыка этой мессы резка отлична от традиционных духовных произведений и той стилистики, в которых они пишутся. Пуччини вводит в мессу яркие, практически оперные мелодии, развернутые оркестровые эпизоды и красочные хоровые части. Messa di Gloria стала практически первой пробой пера будущего мастера оперного жанра, а многие ее фрагменты потом появлялись в операх разных лет.
Messa di Gloria в исполнении Frankfurt Radio Symphony и MDR Rundfunkchor
Messa di Gloria впервые прозвучала в Лукке 12 июля 1880 года. Пуччини никогда не публиковал партитуру этого раннего произведения. Автограф, находящийся в семье композитора, был передан в издательство только к середине ХХ века. Довольно быстро после публикации Месса завоевала популярность у слушателей и музыкантов, став своего рода «вишенкой» оперного наследия композитора.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения