Династия церковных музыкантов Пуччини прервалась на оперном гении

Династия церковных музыкантов Пуччини прервалась на оперном гении

Музыкальная династия церковных музыкантов Пуччини в итальянском Лукке была известна 124 года. Она прервалась на Джакомо Пуччини, которому было суждено стать великим оперным композитором.

Джакомо Пуччини (1858-19242)
Джакомо Пуччини (1858-19242)

Джакомо Пуччини, сегодня известный всему миру как выдающийся оперный композитор, вышел из семьи потомственных музыкантов, посвятивших свои таланты служению церкви. Родоначальником рода церковных музыкантов был полный тезка и прапрадед будущего композитора Джакомо Пуччини (1712-1781), а история рода тесно связана с небольшим итальянским городом Лукка в Тоскане и собором Сан-Марино.

Пение в церковном хоре, игра на органе и участие в богослужениях были привычны для Пуччини с ранних лет и, по семейной традиции, молодой человек должен был получить пост церковного музыканта по наследству. Он был единственным сыном из 7 детей своих родителей – Микеле и Альбины Пуччини.

Музей Пуччини и памятник композитору в его родном городе Лукке.
Музей Пуччини и памятник композитору в его родном городе Лукке.

Здесь 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно живых традиций своей родины. Он создал легко запоминающиеся мелодии, обогатив их новыми голосами жизни. Как прославленный мастер, он — через стилистически совершенные и гибкие формы — вновь утвердил во всем мире национальное содержание искусства.

Из мемориальной таблички, размещенной на доме вскоре после смерти композитора.

Отец Джакомо умер, когда мальчику было всего 5 лет. Первые уроки музыки Джакомо и посильную помощь семье оказывал дядя Фортунато Маджи – органист и руководитель капеллы и преподаватель музыкального лицея. Джакомо с юных лет подавал большие надежды. Его органные импровизации пользовались огромной популярностью у прихожан: музыкант искусно вплетал в них народные мелодии и популярные арии, чем нередко вызывал недовольство духовенства.

В 1876 году Джакомо с друзьями отправился пешком в Пизу (около 40 км от Лукки) и там впервые побывал в опере. Молодому человеку несказанно повезло – его первым опытом соприкосновения с музыкальным театром стала легендарная «Аида» Джузеппе Верди. Вдохновленный этим шедевром, Джакомо понял, что хочет писать оперы.

Первое музыкальное образование Пуччини получил в родном городе в Музыкальном институте имени Дж. Пачини. Дипломная работа, написанная к окончанию этого заведения в 1880 году, хранит традиции семьи. Это Messa di Gloria на текст католического богослужения для оркестра, хора, тенора и баритона.

Messa di Gloria – полноценная пятичастная месса, включающая традиционные для духовных произведений части Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus и Agnus Dei. Привычен и исполнительский состав произведения – смешанный хор с выделением двух солистов и оркестр.

Но музыка этой мессы резка отлична от традиционных духовных произведений и той стилистики, в которых они пишутся. Пуччини вводит в мессу яркие, практически оперные мелодии, развернутые оркестровые эпизоды и красочные хоровые части. Messa di Gloria стала практически первой пробой пера будущего мастера оперного жанра, а многие ее фрагменты потом появлялись в операх разных лет.

Messa di Gloria в исполнении Frankfurt Radio Symphony и MDR Rundfunkchor

Messa di Gloria впервые прозвучала в Лукке 12 июля 1880 года. Пуччини никогда не публиковал партитуру этого раннего произведения. Автограф, находящийся в семье композитора, был передан в издательство только к середине ХХ века. Довольно быстро после публикации Месса завоевала популярность у слушателей и музыкантов, став своего рода «вишенкой» оперного наследия композитора.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку