Дирижируют Римский-Корсаков и Стравинский

Дирижируют Римский-Корсаков и Стравинский

В XIX-XX веках композиторы часто появлялись за дирижерским пультом, управляя исполнением собственных сочинений или, что реже, руководя премьерами товарищей. Продолжаем цикл заметок о композиторах с дирижерской палочкой обращением к великому учителю Римскому-Корсакову и его не менее великому ученику Игорю Стравинскому.

Римский-Корсаков: «сумел овладеть собою»

Николай Римский-Корсаков встал за дирижерский пульт в 30 лет, уже будучи профессором Санкт-Петербургской консерватории. Композитор и педагог, он прекрасно владел искусством инструментовки и прекрасно знал устройство и звуковые возможности симфонического оркестра. Не менее близко Римский-Корсаков был знаком с оркестром духовым: на протяжении 10 лет он служил инспектором духовых оркестров Морского ведомства.

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков

Воспоминания о первом опыте дирижерства композитор оставил в «Летописи моей музыкальной жизни». Это был симфонический концерт в Дворянском собрании, организованный в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии. В программе была заявлена премьера Третьей симфонии Римского-Корсакова, вокальные и хоровые партитуры Мусоргского, фортепианный концерт Рубинштейна.

Выступление мое в качестве дирижера <…> волновало меня несказанно; за месяц до концерта я ни о чем другом не мог думать. Я просматривал партитуры и дирижировал по ним, сидя у себя в кабинете. <…> Волнение мое перед первой оркестровой репетицией возросло до величайших размеров, но я сумел овладеть собою и прикинуться «бывалым».

Римский-Корсаков

Четыре концертных сезона подряд с 1886 по 1900 годы Римский-Корсаков выступал в качестве постоянного дирижера Русских симфонических концертов, организованных под патронатом Беляева для исполнения русской музыки. На этих концертах Николай Андреевич руководил исполнением как своих произведений, так и сочинений товарищей по композиторскому поприщу.

В 1907 году как дирижер и композитор принял участие в Исторических русских концертах, организованных в Париже по инициативе Дягилева. Под управлением Римского-Корсакова тут звучала не только симфоническая, но и оперная музыка.

Участники Исторических русских концертах Дягилева в 1907 году. В первом ряду третий слева - Николай Римский-Корсаков. Трудно не узнать и русского богатыря Фёдора Шаляпина (также первый ряд, третий справа).
Участники Исторических русских концертах Дягилева в 1907 году. В первом ряду третий слева — Николай Римский-Корсаков. Трудно не узнать и русского богатыря Фёдора Шаляпина (также первый ряд, третий справа).

Стравинский: «поприще для карьеры»

Игорь Стравинский – ученик Римского-Корсакова – ярко заявил о себе в трех балетах для Русских сезонов Дягилева в Париже. Именно там, на репетициях «Петрушки» и «Весны священной», композитор впервые соприкоснулся с миром подготовки музыкальных произведений к исполнению (об этом мы недавно писали в публикации «Цена успеха: кричал на репетициях, расстраивал рояль»).

Игорь Федорович Стравинский, вооруженный парой очков, изучает партитуру.
Игорь Федорович Стравинский, вооруженный парой очков, изучает партитуру.

Впервые Стравинский встал за дирижёрский пульт в декабре 1915 года. В двух благотворительных концертах в пользу Красного креста в Швейцарии он продирижировал концертной версией балета «Жар-птица». Возможность фигурировать в культурном пространстве не только в качестве композитора привлекала Стравинского. В 1924 году он дебютировал в качестве пианиста, исполнив свой Концерт для фортепиано и духового оркестра. Продирижировал произведением Сергей Кусевицкий.

Дирижирование, подобно политике, редко привлекает оригинальные умы. Это поприще больше подходит для карьеры и эксплуатации личности <…>. На деле дирижёр может быть менее подготовлен к своей работе, чем его оркестранты, но это остаётся известным только самим оркестрантам, а в любом случае его карьера зависит не от них, а от светских дам (включая критиков), для которых его музыкальный талант имеет второстепенное значение.

Игорь Стравинский

С 1936 года Стравинский регулярно выезжал с гастролями в США. Там не только исполнялись его произведения, композитор читал лекции в Гарварде. С началом Второй Мировой войны семья Стравинских перебралась в Штаты на постоянное проживание в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелес.

Выступления Стравинского-дирижёра, исполняющего собственные произведения, стали регулярными с 30-40-х годов. Как дирижёр он активно защищал каждый нюанс в собственной партитуре, требуя от исполнителей четко следовать указанным штрихам и динамике. Стравинский с дирижерской палочкой внес огромный вклад в понимание собственной музыки: в 50-60-х годах на Columbia Records он записал большую часть своей музыки.

Работа с оркестром в Нью-Йорке, 1959 год.
Работа с оркестром в Нью-Йорке, 1959 год.

В 1962 году – юбилейном для Стравинского, которому исполнилось 80 лет, — он приехал в СССР. На родной земле композитор не был с 1915 года. Его пригласил руководитель Союза композиторов СССР Тихон Хренников для участия в концертных программах в Москве и Ленинграде. Осенью 1962 года в СССР состоялась целая череда концертов, спектаклей и выставок, посвященных Стравинскому – признанному в мире и на Родине композитору.

В Москве и Ленинграде маэстро дирижировал собственными произведениями. Ажиотаж был невероятный: билеты на концерты были раскуплены еще в 1961 году, как только был анонсирован приезд Стравинского.

Стравинский дирижирует Симфоническим оркестром Московской государственной филармонии. Музыканты исполняют авторскую обработку русской народной песни «Эй, ухнем». Ее маэстро исполнил на бис во втором отделении концерта в Большом зале Московской консерватории. В СССР ему был оказан самый теплый прием. Стравинский отвечал не меньшим радушием – посмотрите, как уходя со сцены он пожимает руки всем музыкантам оркестра.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку