Цена успеха: кричал на репетициях, расстраивал рояль

Цена успеха: кричал на репетициях, расстраивал рояль

Грядущее 140-летие Игоря Стравинского – повод не для одной публикации. Творчество композитора делится как минимум на три ярких периода, каждый из которых отмечен своей стилистикой. В этом материале – о «русских» балетах, представленных в сезонах Дягилева и принесших молодому композитору первую славу и уверенность в своем призвании.

Балеты для «Русских сезонов»

После успеха русской живописи и оперы в Париже Дягилев и Фокин решили представить западной публике русский балет. Было создано либретто, центральным персонажем которого стала Жар-птица. Заказ на сочинение балета передали Анатолию Лядову. Известный своей медлительностью в сочинении, Лядов после достаточно долгого времени радостно отрапортовал, что купил нотную бумагу.

Тогда на арене «Русских сезонов» появился новый герой – молодой композитор Стравинский. Дягилев слышал его первые оркестровые работы в консерватории, «шипение и свист» увлеченного звукоподражательными моментами молодого автора оказался теми эффектами, которые Дягилев хотел бы слышать в новом балете. Стравинский взялся за заказ со всей энергией молодости. Произведение было полностью завершено за 2 месяца.

Игорь Фёдорович Стравинский (1882 – 1971) в 1910 году. Композитору 28 лет.
Игорь Фёдорович Стравинский (1882 – 1971) в 1910 году. Композитору 28 лет.

Премьера «Жар-птицы» с Тамарой Карсавиной и Михаилом Фокиным состоялась 25 июня 1910 года в Гранд-Опера. Успех был невероятный. Публика не смолкала и вызывала артистов и композитора на сцену. Стравинский в миг стал известным автором и желанным гостем лучших домов Парижа. Гонорар композитора был прямо противоположен его успеху и составил всего 1500 рублей.

После успеха «Жар-птицы» Стравинский сразу взялся за новое произведение. Наигранные им для Дягилева первые мелодии вызвали живой интерес у импресарио, и он предложил создать балет о кукле Петрушке. Либретто для балета писали Дягилев, Бенуа и Бакст, балет ставил Михаил Фокин с Вацлавом Нижинским в главной партии.

Премьера 13 июня 1011 года в театре Шатле оправдала надежды Дягилева – балет имел оглушительный эффект. Воодушевленный новым успехом, Стравинский созрел для настоящей музыкальной бомбы – в это время в нем уже зрел замысел «Весны священной». Над этим балетом Стравинский работал в едином тандеме с Николаем Рерихом (либретто, сценография) и Вацлавом Нижинским (хореография).

Премьера третьего русского балета Стравинского состоялась 29 мая 1913 года в Театре Елисейских полей и сопровождалась скандалом.

Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён.

Николай Рерих

При этом балет был одним из любимых детищ Дягилева и самого Стравинского. В 1920 году он был поставлен вновь в хореографии Леонида Мясина.

Кричал на репетициях и расстраивал рояль

За внешним успехом первых балетов Стравинского стояло огромное сопротивление со стороны артистов и музыкантов. Ярко новаторский язык, ритмика и мелодика ставили танцоров и оркестрантов в тупик. Еще на первой репетиции «Жар-птицы» труппа категорически заявила: танцевать под эту музыку невозможно! В результате Стравинский во время подготовки ожесточенно отстукивал ритм, громко пел и «расстраивал рояль», чтобы организовать танец.

Опыт организации работы музыкального коллектива не пройдет бесследно – Стравинский еще заявит о себе как самобытный дирижер с невероятной сценической экспрессией.
Опыт организации работы музыкального коллектива не пройдет бесследно – Стравинский еще заявит о себе как самобытный дирижер с невероятной сценической экспрессией.

На первой репетиции «Петрушки» музыканты были уверены, что Стравинский их разыграл и подложил неправильные ноты. Забавные оркестровые приемы, отрывки мелодий никак не казались им достойными сцены.

Еще большее сопротивление композитор встретил при подготовке «Весны священной». Все, от первого соло фагота в очень высоком для этого инструмента регистра, но неравномерной ритмической организации музыкальной ткани тормозили разучивание премьеры. Нижинский, будучи неопытным хореографом, не справлялся с труппой. Репетиции длились бесконечно, а на премьере балет пришлось остановить после нескольких тактов и начать сначала – музыка и танец разошлись.

Фрагмент из балета «Петрушка», хореография М. Фокина в редакции А. Лиепы. Характерная роль Петрушки долго не давалась Нижинскому. Привыкший к партиям премьера, он не понимал, как себя вести на сцене. Войти в роль удалось только наложив грим и облачившись в костюм.

Не подбадривали Стравинского и отзывы критиков на его первые произведения. В отличие от публики, они отзывались о творчестве молодого автора весьма скептически, упрекали его в «площадных» темах и крикливости. Но Стравинский выбрал свой путь и свернул с него только тогда, когда внутренне созрел на новые эксперименты. От картины русской сказки и эпичных картин древности он в одночасье переключился на неоклассицизм, а произведения первого периода и балеты «Русских сезонов» Дягилева через года и десятилетия стали классикой русской музыки.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку