Дмитрий Менделеев: от декабристов до русско-японской войны

Дмитрий Менделеев: от декабристов до русско-японской войны

Великому русскому химику, создателю периодической системы элементов Дмитрию Ивановичу Менделееву посчастливилось родиться в большой любящей семье 8 февраля 1834 года; где он был 17м по счёту «последышем». От семьи он унаследовал физические и умственные способности, она благословила отпрыска на научный труд и служение отечеству. Семья же предопределила будущему учёному круг знакомств, прежде всего, среди декабристов.

По фотографиям в учебниках мы видим Д.И. Менделеева маститым учёным, коренастым бородачом. Современники вспоминали его «титаническую», «суровую внешность», «большую, умную медвежью голову с длинными нечесаными волосами и задумчивые, иногда мечтательные глаза».

Многие писали, что у учёного было слабое здоровье (наследственный туберкулез и затем катаракта, от которой он почти ослеп), срывающийся голос (по воспоминаниям. К. А. Тимирязева, он «перескакивал с густых басов на чуть не дискантовые нотки») и занудную манеру читать лекции (по словам бывшего студента А.А. Иностранцева, «читал крайне нудно, постоянно растягивал слова, запинаясь и сопровождая все это положительным нытьем»).

При этом Дмитрий Иванович был в центре внимания, душой компании, и слыл большим добряком. Коллега учёного Г. Г. Густавсон (и далеко не только он) свидетельствовал: «В нем была так сильна готовность помочь, что он в очень многих случаях сам шел навстречу, не ожидая просьб. Он не щадил себя в этом деле и часто, пренебрегая нездоровьем и отрываясь от глубоко захватывающих его трудов, ехал хлопотать за других».

Потребность в этом и практика взаимопомощи пришли в жизнь учёного ещё в Сибири. Местом рождения Д.И. Менделеева был Тобольск, в котором, по воспоминаниям самого учёного, «жили почетные и всеми уважаемые декабристы: Фонвизин, здесь Анненков, тут Муравьев, близкие к нашей семье, особенно после того, как один из декабристов, Н.В. Басаргин, женился на моей сестре, вдове Ольге Ивановне».

Первым породнившимся с декабристами был дядя Менделеева — Василий Дмитриевич Корнильев. Он был дружен с Г.С. Батеньковым, переехал в Москву, где женился на близкой родственнице П. Пестеля. Дядя входил в круг друзей А.С. Пушкина и служил управляющим у Трубецких. Впоследствии, и брат Д. Менделеева Павел внёс свою лепту в семейные связи — взял в жёны дочь декабриста Н. О. Мозгалевского Пелагею.

Когда умер отец Дмитрия Ивановича, помощь вдове оказывали как родственники, так и декабристы. Возможно, эта атмосфера взаимовыручки и породила потребность учёного опекать людей и помогать каждому, кто просит о помощи: от домочадцев до студентов из всех социальных слоёв.

Ни Менделеевы, ни родственники со стороны матери Корнильевы, в отличие от декабристов, не были родовитым дворянством, но тоже  служили делу Просвещения.

Дед Дмитрия Ивановича происходил из духовного сословия и носил фамилию Соколов. Он открыл первую сибирскую типографию и издавал первый сибирский журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену. Отец был близких к декабристам взглядов, служил директором Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа и выпускал свой исторический журнал.

За выбор своего жизненного пути великий русский химик благодарил, прежде всего, свою мать: «Вы подняли на ноги, вскормили своим трудом после смерти батюшки, ведя заводское дело, Вы научили любить природу с её правдою, науку с её истиной.., родину со всеми её нераздельнейшими богатствами, дарами.., больше всего труд со всеми его горестями и радостями.., Вы заставили научиться труду и видеть в нём одном всему опору, Вы вывезли с этими внушениями и доверчиво отдали в науку, сознательно чувствуя, что это будет последнее Ваше дело. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость».

Мать Менделеева — из небогатого рода промышленников, обедневшего на её глазах, была глубоко и искренне верующим человеком. Она любила сына-сироту и жалела его, отмечая выдающиеся умственные способности. Мать же распродала все, и поехала в столицу пристраивать младшего сына в науку. Из Сибири мальчик выезжал с мечтами о свободе, запрещённым цензурой стихотворением А.С. Пушкина и огромной любовью к Отчизне, которую пронёс через всю жизнь.

«Я прощаю твои заблуждения и умоляю обратиться к Богу. Будь добр, чти Бога, царя, Отечество и не забывай, что должен на Суде отвечать за все», — писала Мария Менделеева на смертном одре 15 сентября 1850 года своему 16-летнему Мите. По заветам матери, Дмитрий Иванович не старался изменить власть иначе, кроме как бытовой критикой и предложением государственных преобразований, которые не были востребованы ей. Митя выполнил всё, что мать завещала ему.

Дмитрий Иванович помимо того, что совершил открытия в химии, физике и ряде других наук, был «глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, которому, к сожалению, не суждено было стать государственным человеком», — писал о нём Л.А. Чугаев.

Менделеев был настоящий русский человек не только по виду, но и по поступкам. «Разговор вел простой, особого русского склада, — вспоминают очевидцы, — От него веяло Русью, которую он любил».

Собственных семьи Менделеев создал две, и обе через чету Басаргиных. Первой избранницей учёного стала падчерица сказочника Ершова Феозва Никитична Лещева, с которой он свил гнездо под Клином в Боблово и прижил трёх детей. Второй (после развода) — студентка Академии Художеств Анна Ивановна Попова, с которой Дмитрий Иванович прожил до конца своих дней в доме, выстроенном им самим. В этом браке у Менделеевых родилось четверо детей, в том числе Любовь, будущая жена поэта Александра Блока.

Не только от Любови, но и от других детей прямых потомков у учёного сегодня не осталось. Возможно, это произошло потому, что венчание произошло через запрет церковных властей. Один священник под напором влюблённых решился сделать это скорее, чем положенные 7 лет с момента расторжения брака, в 1882 году. Может быть, как-то на это повлияло увлечение спиритизмом… но то знает лишь Господь.

Как бы то ни было, Дмитрий Иванович запечатлелся самым светлым образом в кругу своих друзей и анналах истории России. Все отмечали его патриотизм, который был выпестован в семейном и ближнем кругу. «Менделеев выказал себя большим патриотом; в его мечты входили не только благосостояние и культурное развитие России, но и величие России как государства», — вспоминал сын писателя С.Л. Толстой.

Любовь к России не только двигала его научную мысль, вдохновляла в жизни, но и ускорила его уход. «Будучи глубоким патриотом, он очень тяжело переживал наши неудачи на Дальнем Востоке, нередко даже плакал… К 1906 г. он как-то быстро стал дряхлеть, стал часто прихварывать..».

2 февраля 1907года,, в возрасте 72 лет Дмитрий Иванович Менделеев ушёл из жизни и упокоился на Волковом кладбище, рядом с сыном Владимиром — офицером Императорского военно-морского флота. Похороны этого человека вылились в многотысячное шествие, и студенты несли доску с периодической системой элементов, его самым известным, но далеко не единственным вкладом в родную страну.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку