ODI Group – российский производитель программного обеспечения для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА или дронов) объявил об успешном завершении лабораторных испытаний Универсальной роботизированной платформы (УРП). Компания приступает к проведению пилотных проектов. Российские дроны, способные к автономной работе без участия человека, стали ещё на один шаг ближе к реальности.
«Российские производители не зря говорят о скором появлении на боевом дежурстве ВС РФ автономных БПЛА (без ручного управления), – комментирует Советник Российской академии Ракетных и артиллерийских наук, кандидат исторических наук Олег Иванников, – в реальности, такое оружие уже существует в виде опытных образцов, и, по своей сути, является ничем иным как робототехническим летательным аппаратом. Триггером таких разработок для российских вооруженных сил явилась не только специальная военная операция, но и принятая Пентагоном программа «Боевые системы будущего» (Future Combat System), а в последующем программа «Оборонная инициатива 21 века» («21st Century Defense Initiative»). Большое внимание развитию робототехнических летательных аппаратов уделяется и в других странах НАТО, Японии, Индии, Китае. Значительное количество программ НИОКР, осуществляемых в области создания различных типов БПЛА, свидетельствует о том, что их развитие превратилось в приоритетное направление военно-технической политики России и ведущих зарубежных стран».
«Действительно, – соглашается генеральный директор ODI Group Артём Музыка, – на территории России и на мировой арене проводится работа по созданию полностью беспилотных летательных систем, и они востребованы в том числе в военной сфере. Чем больше такой техники – тем больше сохранено человеческих жизней. Идея нашего проекта развития БПЛА – беспилотная техника должна управляться автономно. Используя большой накопленный опыт в создании промышленных роботов, мы решили побороться над данной задачей, и расширить возможности текущих БПЛА до цели их полной автономии. Мы понимаем, что есть мировые лидеры – например, DJI, которые разрабатывают, создают и производят БПЛА, что позволяет технике реализовывать различные задачи практически в автономном режиме, и мы ориентируемся на них. Но наши разработки являются полностью самостоятельными и необходимы нашей стране, нашему локальному рынку для решения локальных задач. Основная сфера применения автономных дронов сегодня – это автономный мониторинг объектов, в том числе, с целью безопасности. Наши ключевые клиенты сосредоточены в агропромышленном комплексе, промышленности, киносъёмке и освещении мероприятий, где дроны берут на себя рутинные задачи и сокращают количество занятых людей. Такие автономные беспилотные технологии востребованы и имеют большой экспортный потенциал».
Созданная российскими разработчиками «Универсальная роботизированная платформа» впечатляет не только возможностью работать без человеческого участия. Она имеет «острое» и умное компьютерное зрение, точность распознавания объектов которого, согласно проведённым испытаниям, варьируется в интервале 93-95% на расстоянии до 300 метров, умеет обходить препятствия и способна управлять группами до 10 БПЛА.
Заглушить эти автоматизированные системы ни одна система радиоэлектронного подавления (РЭБ) не сможет, потому что ей некого обмануть – новым отечественным дронам с инновационным ПО не требуется какая-либо связь с человеком. «РЭБ глушит связь с оператором, а у нас её нет, – поясняет Артём Музыка, – Это работает как обычный робот-пылесос – знает ландшафт, местоположение, и для его работы корректировки координат оператором не требуется. Поэтому дрон и не подвержен никаким воздействиям, в том числе РЭБ».
Всё это демонстрирует успехи импортозамещения, господдержки со стороны Минпромторга и развития российских технологий на фоне взрывного роста рынка беспилотных авиационных систем. Рынок, объём которого в 2024 году превысил 335 миллиардов рублей, побуждает действовать. Пока – только внутри России.
«Одно из основных ограничивающих элементов рынка – это государственное регулирование, – поясняют в компании ODI Group. – Легче запретить, чем разрешить, поэтому нормативно-правовая база только появляется. Это существенно ограничивает производителей. Аналогичная ситуация в странах БРИКС – нашем основном потенциальном экспортном рынке, где нормативно-правовое регулирование не сильно догоняет все инновации и не помогает их работе».
22 сентября стала широко известна ситуация с задержанием самарскими таможенниками партии 35 БПЛА с установленным на них инновационным программным обеспечением, которое ODI Group везла по официальному приглашению казахской стороны для автономных съёмок на автодром Sokol International Circuit. Специально модифицированное для гонок программное обеспечение должно было позволить дронам отследить автомобиль, который на скорости 100 км/час движется в управляемом заносе. В результате повышенной «бдительности», БПЛА не смогла пересечь границу. Трансграничный пилотный проект оказался сорван.
ODI Group до прояснения регуляторных требований решила сфокусироваться исключительно на российском рынке, где простор для приложения сил поистине огромен. Компания ожидает, что автономное пилотирование останется драйвером развития российских беспилотных технологий, наряду с поиском решений для сложных сценариев применения БПЛА. Дроны будут не только летать над полями, но и производить их разметку, готовить отчеты и делать много рутинных операций для нужд СВО и, конечно, для широкого круга российских потребителей.
Производитель программного обеспечения для робототехники планирует завершить сертификацию базовой платформы УРП до 2026 года и верит в то, что технологический прогресс разрушит все преграды, российские производители достигнут целевой 70%-ной доли рынка и наладят экспорт своей продукции в объёме до $12 миллиардов, как и планирует Минпромторг.