29 апреля 1899 года в Вашингтоне в семье темнокожего дворецкого Белого дома родился Эдвард Кеннеди Эллингтон. Умение красиво одеваться и вести себя в обществе вскоре подарили мальчику прозвище «герцог». Под этим именем — Дюк Эллингтон — его узнал весь мир.
На пути к славе
Эдвард Кеннеди происходил из достаточно зажиточной негритянской семьи. От родителей он получил прекрасные манеры, поставленную чистую речь и хорошее образование. Учился в художественной школе и делал неплохие успехи на этом поприще.
С детства мать, чтобы сын гармонично развивался, обучала его игре на фортепиано. До 15 лет Эдвард мало интересовался миром музыки, но в 18 твердо решил связать с ней свою жизнь. Но стремления Дюка, как его называли друзья за аристократические манеры, были связаны не с миром академических традиций. Всей душой он рвался в мир танцевальных ритмов и мечтал выступать на лучших танцполах Гарлема.

В 1923 году он с небольшим оркестром поехал в Нью-Йорк. Он не сразу покорился молодому музыканту. Несколько лет ушло на поиск собственного стиля, творческого почерка и на ожидание удачи. Дюк Эллингтон сознательно набирал в свой оркестр музыкантов из Нового Орлеана – своего рода колыбели джаза, искал выхода на широкую эстраду, а не довольствовался игрой в гангстерских клубах. В Нью-Йорке случай свел его с Ирвингом Миллсом, который становится менеджером и издателем Эллингтона.
Дюк переключается на создание авторских композиций, дает своему коллективу новое имя – «Duke Ellington and His Orchestra» — и начинает регулярные выступления в престижном клубе «Cotton», откуда их в прямом эфире транслируют на всю Америку. Долгожданная слава находит его!

Аристократический джаз
Современный джаз относится к категории элитарных искусств, но ситуация 100 лет назад была абсолютно противоположной. Первые джазовые композиции были довольно просты и незатейливы, предназначались для танцев, а не прослушивания в концертных залах.
Дюк Эллингтон одним из первых стал клонить джаз в сторону традиций академической музыки. С 1930-х годов его произведения становились все сложнее и сложнее. В них он использовал приемы и формы классической музыки, оркестровки и композиции. Уже в 1940-х годах его творчество высоко ценили Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.
Он работал во множестве стилей, не только джазовых. Сам Эллингтон объяснял это просто:
Я чертовски непостоянен. Никогда не могу остановиться на том, что я сделал, мне всегда хочется попробовать сделать что-то новое.
Из автобиографии «Музыка – моя возлюбленная»
Оркестр под управлением музыканта стал одним из первопроходцев в мире джаза, сгенерировав множество приемов исполнительства, которые сегодня стали классикой жанра. В оркестре Эллингтона в разные годы работали настоящие легенды жанра: тромбонисты Хуан Тизол и Трикки Сэм Нентон, трубачи Кути Уильямс и Рекс Стюарт.
Но в центре оркестра всегда был он – Дюк Эллингтон. Безупречная прическа, стильный костюм и обворожительная улыбка – это был настоящий аристократ в мире большого джаза.
Его караван всегда в пути
Со своим оркестром Дюк Эллингтон объездил без преувеличения почти весь мир. В 1971 году музыкант выступал в СССР и был сражен гостеприимством, с которым их приняли. Он вспоминал, что им приходилось играть концерты в Советском Союзе по 4 часа подряд, так как публика не давала им уйти со сцены, постоянно требуя бис.
Он отдавал себя джазу без остатка и заслужил любовь не только слушателей, которые сметали пластинки с записями, но и критиков. 11 раз Эллингтон был удостоен премии Grammy, причем дважды ее присудили ее посмертно.
В 1973 году у него диагностировали рак. Маэстро отметил свой 75-й день рождения в 1974 году и менее чем через месяц скончался. Во множестве некрологов, опубликованных в Америке и по всему миру 24 мая – в день смерти Эллингтона – его назвали крупнейшим композитором Америки ХХ века.
Но его музыка осталась с нами. Джазовый караван Эдварда Кеннеди «Дюка» Эллингтона продолжает свое движение, а знаменитый хит, созданный им в соавторстве с Хуаном Тизолом, и сегодня занимает почетное место в топе самых популярных джазовых мелодий.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения