Джазмен с галантными манерами: Дюк Эллингтон

Джазмен с галантными манерами: Дюк Эллингтон

29 апреля 1899 года в Вашингтоне в семье темнокожего дворецкого Белого дома родился Эдвард Кеннеди Эллингтон. Умение красиво одеваться и вести себя в обществе вскоре подарили мальчику прозвище «герцог». Под этим именем  — Дюк Эллингтон — его узнал весь мир.

На пути к славе

Эдвард Кеннеди происходил из достаточно зажиточной негритянской семьи. От родителей он получил прекрасные манеры, поставленную чистую речь и хорошее образование. Учился в художественной школе и делал неплохие успехи на этом поприще.

С детства мать, чтобы сын гармонично развивался, обучала его игре на фортепиано. До 15 лет Эдвард мало интересовался миром музыки, но в 18 твердо решил связать с ней свою жизнь. Но стремления Дюка, как его называли друзья за аристократические манеры, были связаны не с миром академических традиций. Всей душой он рвался в мир танцевальных ритмов и мечтал выступать на лучших танцполах Гарлема.

Саксофон, труба, фортепиано и ударные – с таким составом молодой Эллингтон отправился в Нью-Йорк. Со временем его оркестр значительно вырос. Но за роялем по-прежнему оставался он.
Саксофон, труба, фортепиано и ударные – с таким составом молодой Эллингтон отправился в Нью-Йорк. Со временем его оркестр значительно вырос. Но за роялем по-прежнему оставался он.

В 1923 году он с небольшим оркестром поехал в Нью-Йорк. Он не сразу покорился молодому музыканту. Несколько лет ушло на поиск собственного стиля, творческого почерка и на ожидание удачи. Дюк Эллингтон сознательно набирал в свой оркестр музыкантов из Нового Орлеана – своего рода колыбели джаза, искал выхода на широкую эстраду, а не довольствовался игрой в гангстерских клубах. В Нью-Йорке случай свел его с Ирвингом Миллсом, который становится менеджером и издателем Эллингтона.

Дюк переключается на создание авторских композиций, дает своему коллективу новое имя – «Duke Ellington and His Orchestra» — и начинает регулярные выступления в престижном клубе «Cotton», откуда их в прямом эфире транслируют на всю Америку. Долгожданная слава находит его!

По воспоминаниям окружения, Эллингтон не был первоклассным менеджером. Но был центром своего коллектива. Иногда это действительно важнее, чем умение продавать.
По воспоминаниям окружения, Эллингтон не был первоклассным менеджером. Но был центром своего коллектива. Иногда это действительно важнее, чем умение продавать.

Аристократический джаз

Современный джаз относится к категории элитарных искусств, но ситуация 100 лет назад была абсолютно противоположной. Первые джазовые композиции были довольно просты и незатейливы, предназначались для танцев, а не прослушивания в концертных залах.

Дюк Эллингтон одним из первых стал клонить джаз в сторону традиций академической музыки. С 1930-х годов его произведения становились все сложнее и сложнее. В них он использовал приемы и формы классической музыки, оркестровки и композиции. Уже в 1940-х годах его творчество высоко ценили Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский.

Он работал во множестве стилей, не только джазовых. Сам Эллингтон объяснял это просто:

Я чертовски непостоянен. Никогда не могу остановиться на том, что я сделал, мне всегда хочется попробовать сделать что-то новое.

Из автобиографии «Музыка – моя возлюбленная»

Оркестр под управлением музыканта стал одним из первопроходцев в мире джаза, сгенерировав множество приемов исполнительства, которые сегодня стали классикой жанра. В оркестре Эллингтона в разные годы работали настоящие легенды жанра: тромбонисты Хуан Тизол и Трикки Сэм Нентон, трубачи Кути Уильямс и Рекс Стюарт.

Но в центре оркестра всегда был он – Дюк Эллингтон. Безупречная прическа, стильный костюм и обворожительная улыбка – это был настоящий аристократ в мире большого джаза.

Его караван всегда в пути

Со своим оркестром Дюк Эллингтон объездил без преувеличения почти весь мир. В 1971 году музыкант выступал в СССР и был сражен гостеприимством, с которым их приняли. Он вспоминал, что им приходилось играть концерты в Советском Союзе по 4 часа подряд, так как публика не давала им уйти со сцены, постоянно требуя бис.

Он отдавал себя джазу без остатка и заслужил любовь не только слушателей, которые сметали пластинки с записями, но и критиков. 11 раз Эллингтон был удостоен премии  Grammy, причем дважды ее присудили ее посмертно.

В 1973 году у него диагностировали рак. Маэстро отметил свой 75-й день рождения в 1974 году и менее чем через месяц скончался. Во множестве некрологов, опубликованных в Америке и по всему миру 24 мая – в день смерти Эллингтона – его назвали крупнейшим композитором Америки ХХ века.

Но его музыка осталась с нами. Джазовый караван Эдварда Кеннеди «Дюка» Эллингтона продолжает свое движение, а знаменитый хит, созданный им в соавторстве с Хуаном Тизолом, и сегодня занимает почетное место в топе самых популярных джазовых мелодий.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку