Джейсон Чэнь (Jason Chen), Генеральный директор Acer Inc дал ёмкое интервью о глобальной стратегии компании и перспективах на российском рынке.
Acer – тайваньская компания, основанная в 1976 году. Она специализируется на продвинутой электронике, которая включает в себя компьютеры, ноутбуки, планшеты, мониторы, технологии виртуальной реальности, смартфоны и многое другое. В штате компании около 8 тысяч человек, работающих в 70 странах и продающих товары и услуги в 160 странах. Оборот компании в 2016 году составил 7.6 млрд. USD.
По словам Джейсона, ключевой бизнес компании – это компьютеры и мониторы. Доля рынка Acer растет, средняя стоимость продаваемого устройства растет, доходность достигла рекордного уровня за последние 10 лет. Расширяются и его границы, за счет движения в сторону игр, виртуальной реальности и контента для неё. Здесь делаются две вещи: исследуется рынок в поисках растущих сегментов и анализируется покупательское поведение.
Как говорит Джейсон Чэнь, существуют три варианта использования электронных устройств: социальные сети, работа и игры. В социальных сетях царят смартфоны, и Acer не будет здесь конкурировать. В играх – важен мощный компьютер, и сюда компания готова вкладывать энергию и страсть, делая акцент на производительности и дизайне. Асер также планирует сотрудничать с создателями контента, такими как IMAX, Starbreeze, с разработчиками игр и искусственного интеллекта.
«Мы выбрали игровой сегмент для нашего развития, потому что это самое быстрорастущее направление. Во-вторых, мы знаем, как сделать это правильно».
Касаясь стратегий, господин Чэнь сказал, что есть три пути:
- Первым прийти на рынок, получив преимущество. Но здесь важно продвинуть технологию и подготовить пользователей, иначе стратегия не сработает.
- Прийти вторым, когда первый выдохнется, и сделать все лучше. Но если первый будет успешен – у второго нет шансов.
- Минимизация затрат – сделать то же самое, но дешевле. Этой стратегией пользуются чаще всего.
Acer идет по первому пути, а Джейсон Чэнь при этом думает о позиционировании бренда Асер, — «Как создать бренду премиальность на том уровне, который сможет поддерживать наши разработки и продукты? Иначе люди в это не поверят и будут думать, что продукт бренда не может столько стоить». Например, Hermes легко получает за свои товары $10’000. Попросите H&M сделать продукт по такой цене, вряд ли у них получится. С другой стороны, мы выпустили ноутбук Acer Predator 21Х за 10 тысяч долларов – это самый крутой компьютер сегодня, о нем без нашего участия снято 24 тысячи роликов. «Когда все это работает само по себе, без наших инвестиций в продвижение, мы довольны».
Время от времени банки спрашивают нас, не хотим ли мы приобрести ту или иную компанию. Но пока у Acer нет таких намерений, ведь это нужно для масштаба, для минимизации издержек – третьего пути. Конкуренция по цене убивает отрасль. Задача компании – ее оживить, вложить энергию в бренд.
Есть в компании и сегмент носимой электроники – умные браслеты, но пока он не растет. Скоро должны появиться часы. Компания относится к этому направлению с осторожностью, ведь на некоторых рынках очень велик процент возвратов (поносили и возвращают), а это убивает бизнес. “Что может заставить человека поменять механические швейцарские часы на часы Acer»?
Относительно возврата на рынок смартфонов, Джейсон отвечает, — пока таких планов нет. Стратегия компании направлена на уход от простых смартфонов. Хотя корпорация ежегодно производит миллионы смартфоны, на рынке лишь «полторы» фирмы умеют на них делать деньги, и Асер не в их числе. Вместе с тем, компания не планирует останавливать производство простых смартфонов – оно пройдет свой жизненный цикл, пока этого хотят потребители. Если это перестанет быть нужно – остановим, поясняет он. Компания ищет жизнеспособные ниши, например, камера 360-градусов с беспроводным подключением 4G, активно обсуждает, что можно сделать с Андроид, ведь Acer №1 по Хромбукам.
Хромбук (Chromebook) – ноутбук, работающий под управлением операционной системы Chome OS. Это по сути компьютер, в котором есть только браузер, и все задачи (Word, Excel…) работают в интернет-браузере. Данные же храняться на сервере Google.
В настоящее время доля России в обороте Acer составляет всего 3-4%, однако компания ожидает, что доля начнет расти и Россия займет первое место в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка). Компании уже удалось отыграть свои позиции после 5-летнего падения рынка, и её продажи показывают двузначный рост. Сейчас впереди России только Германия (1) и Франция (2).
Источник: Коммерсантъ