Мега-холдинг наконец-то уступил давлению общественности. Спустя два года после прекращения продаж детской присыпки в США, вызванного тысячами исками о защите потребителей, Джонсон и Джонсон (J&J) объявил, что прекратит её продажу и в остальных странах в 2023 году.
«В рамках аудита международного продуктового портфеля мы приняли коммерческое решение полностью перейти на детскую присыпку на основе кукурузного крахмала», – говорится в сообщении компании, добавляя, что она уже продается во многих странах мира.
В 2020 году J&J объявила, что прекращает продажу своей детской присыпки из талька в Соединенных Штатах и Канаде, поскольку спрос на неё упал из-за того, что холдинг назвал «дезинформацией» о безопасности продукта, на фоне шквала судебных разбирательств.
Компания столкнулась с примерно 38’000 судебными исками от потребителей и их родственников, утверждающих, что ее продукты из талька вызывают рак из-за наличия в нём известного канцерогена – асбеста.
J&J отрицает эти обвинения, заявляя, что десятилетия научных испытаний и разрешений регулирующих органов показали, что его тальк безопасен и не содержит асбеста. В четверг компания повторила это заявление, объявив о прекращении выпуска продукта.
В октябре J&J создала дочернюю компанию LTL Management, которой передала свои права на тальк и немедленно объявила ее банкротом, приостановив рассмотрение ожидающих судебных исков. Так суперкорпорация решила избежать ответственности перед потерпевшими.
Бен Уайтинг, адвокат фирмы истцов Keller Postman, сказал, что, поскольку судебные процессы приостановлены в связи с банкротством, решение о продаже компании не повлияет на них немедленно. Но если федеральный апелляционный суд разрешит рассмотрение дел, потребители могут попытаться использовать решение Johnson & Johnson об изъятии продуктов в качестве доказательства, сказал Уайтинг.
«Если бы эти дела возобновились, то этот факт был бы очень существенным», — сказал Уайтинг.
До подачи заявления о банкротстве компания столкнулась с издержками в размере 3.5 миллиарда долларов из-за судебных решений и компенсаций. Так в результате одно из них 22 женщинам была назначена компенсация на сумму более 2 миллиардов долларов.
Предложение акционеров, призывающее прекратить глобальные продажи детской присыпки с тальком, провалилось в апреле.
В 2018 году расследование агентства Рейтер выяснило, что J&J десятилетиями знала, что в ее продуктах из талька присутствует асбест, канцероген. Внутренние записи компании, судебные показания и другие доказательства свидетельствуют, что, по крайней мере, с 1971 по начало 2000-х годов сырой тальк и готовые порошки J&J иногда давали положительный результат на небольшое количество асбеста.
В ответ на доказательства загрязнения асбестом, представленные в СМИ, в зале суда и на Капитолийском холме, компания J&J неоднократно заявляла, что ее тальковые продукты безопасны и не вызывают рака.
Детская присыпка Джонсон, продаваемая с 1894 года, стала символом семейного имиджа компании. Внутренняя маркетинговая презентация J&J 1999 года называет подразделение детских товаров, в основе которого лежит детская присыпка, как «Актив №1» холдинга, хотя на долю присыпки приходилось всего около 0.5% ее бизнеса в сфере здравоохранения в США, когда компания сняла ее с американских полок.