Эдуард Мане и Эдгар Дега – друзья и соперники

Эдуард Мане и Эдгар Дега – друзья и соперники

Двух великих художников-импрессионистов связывали сложные отношения крепкой дружбы и темпераментного соперничества. Их история и творчество стали темой новой выставки в Париже – «Мане/Дега».

Эдгар Дега, «Эдуард Мане и его жена»
Эдгар Дега, «Эдуард Мане и его жена»

Мужчина в черном костюме с канареечным жилетом полулежит на диване, устремив взгляд вдаль, и слушает, как его жена играет на пианино. Но на этой картине, озаглавленной «Эдуард Мане и его жена», у жены знаменитого французского художника больше нет ни пианино, ни рук, чтобы играть на нем.

Когда Эдгар Дега писал этот портрет для Мане в 1860-х годах, предполагалось, что это будет подарок в знак любви. Но Мане не понравилось изображение его жены Сюзанны, поэтому он отрезал добрую треть работы.

«[Увидев свой этюд] я ушел не попрощавшись, а картину забрал с собой. Вернувшись домой, я снял со стены маленький натюрморт, который он мне дал. Мсье, написал я ему, возвращаю вам ваши «Сливы»», – рассказывал ту историю Дега своему арт-дилеру Амбруазу Воллару.

Подобные конфликты не были редкостью в бурной дружбе двух французов, длившейся десятилетиями.

«Все их отношения пронизаны историями, разногласиями и примирениями. И несмотря на это, они оба внимательно следили друг за другом и были очень увлечены искусством друг друга», – говорит Изольда Плудермахер.

Плудермахер является со-куратором новой выставки под названием «Мане/Дега», которую музей Орсе проводит в сотрудничестве с Парижским музеем Оранжери и нью-йоркским Метрополитен-музеем. В сентябре выставка также пройдёт в МЕТ.

Выставка исследует длительные и сложные отношения между Мане и Дега, которые познакомились в Париже в начале 1860-х годов. Как гласит история, пути двух мужчин пересеклись в Лувре, когда они оба копировали портрет Диего Веласкеса.

Эдуард Мане, «Завтрак на траве»
Эдуард Мане, «Завтрак на траве»

Мане был старше на два года, и его карьера началась раньше. В 1860-х годах он написал несколько своих самых известных работ, включая «Завтрак на траве» и «Олимпию».

Ни Мане, ни Дега четко не вписывались в движение импрессионистов, которое возглавляли чуть более молодые художники, такие как Клод Моне и Пьер-Огюст Ренуар. Искусствоведы до сих пор ломают голову над тем, как классифицировать их работы.

Однако их профессиональное сходство было не единственной причиной их дружбы. Оба пережили богатое событиями время в истории Франции от правления Наполеона III до франко-прусской войны 1870-71 годов, в которой они оба сражались.

«Многие импрессионисты, включая Моне и Сезанна, покинули Париж во время войны, – рассказывает со-куратор Стефан Геган. – Но Мане и Дега оба были патриотами, которые решили остаться в Париже и сражаться за свою страну».

Их споры, хотя и частые, обычно носили поверхностный характер, как ссора из-за изображения Сюзанны – жены Дега.

Дега даже обвинял Мане в копировании его сюжета. На выставке можно будет сравнить картины, в которых два художника явно оказали влияние друг на друга. Со своей стороны, кураторы защищают художественную целостность Мане. «Я не думаю, что он был подражателем в том смысле, в каком предполагал Дега, – объясняет Плудермахер, – просто он впитал все, что было сделано до него, чтобы создать что-то новое».

В конце концов, между двумя художниками восторжествовала дружба. Когда в 1883 году Мане умер, Дега приобрел множество картин своего друга, скупая их годами вплоть до своей собственной смерти в 1917. В итоге у Дега оказалось более 80 картин Мане, 31 из которых будет представлена на выставке.

По словам Стефана Гегана, устроители выставки подумали, что и после смерти художников эта их смесь дружбы и соперничества должна остаться жить и, возможно, стать даже более значимой.

Выставка будет экспонироваться в Орсе до 23 июля 2023 года, а с 24 сентября 2023 года по 7 января 2024 года – в Метрополитен в Нью-Йорке.

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку