В Нью-Йорк Таймс вышла программная статья Криса Хьюза, одного из основателей Facebook*, в которой он призывает правительство США разделить компанию во имя за защиты американцев и конкурентоспособности рынков.
Хьюз считает, что правительству давно пора привлечь к ответственности Марка Цукерберга, решающего, как работает Facebook*, что видят люди в своих лентах новостей, какие настройки конфиденциальности они могут использовать и даже какие сообщения получать.
$5 миллиардный штраф, который вот-вот наложит на компанию Федеральная торговая комиссия, уже не достаточен. Малейшее колебание стоимости акций приносит Facebook* существенно больше, чем эта сумма. Еще в прошлом году после показаний Цукерберга в Конгрессе общественность должна была бить в набат. Однако допрашивающих его конгрессменов высмеяли, как отсталых, и непонимающих, как работают технологии. Именно этого добивался Цукерберг, а значит, ничего не поменяется.
«Мы нация с традицией обуздания монополий, какими бы благими намерениями ни руководствовались директора этих компаний. Власть Марка беспрецедентна и противоречит американским ценностям», — пишет Хьюз.
«Америка была построена на идее, что власть не должна быть сосредоточена в одном человеке, потому что мы все ошибаемся. Вот почему основатели создали систему сдержек и противовесов. Им не нужно было предвидеть рост Facebook*, чтобы понять угрозу, которую гигантские компании будут представлять для демократии. Джефферсон и Мэдисон были ненасытными читателями Адама Смита, который считал, что монополии препятствуют конкуренции, которая стимулирует инновации и ведет к экономическому росту».
По словам Хьюза, начиная с 1970-х небольшая, но целеустремленная группа экономистов, юристов и политиков в течение 40 лет финансировала сеть журналов, клубов, научных и академических центров, СМИ, чтобы приучить новое поколение к тому, что частные интересы должны главенствовать над государственными. Их «Евангелие» очень простое: «свободные» рынки динамичны и продуктивны, а правительство – бюрократично и неэффективно. К середине 1980-х им удалось свести энергичное антимонопольное регулирование к записям в исторических анналах.
Этот сдвиг в сознании вместе с благоприятным бизнес климатом привел к эпохе слияний и поглощений, породивших мегакорпорации. За последние 20 лет в большинстве отраслей концентрация выросла, а размер компаний утроился. Как результат – предпринимательская активность и производительность снижаются, цены растут, а выбор потребителя сокращается.
То же происходит в высокотехнологичных отраслях. Facebook* владеет крупнейшей социальной сетью с более чем 2 млрд. пользователей со всего мира. Она также владеет WhatsApp, Messenger и Instagram*, каждую из которых использует более 1 млрд. человек. По оценке Хьюза, на Facebook* приходится 80% дохода социальных сетей.
«Даже когда люди хотят уйти из Facebook*, у них нет никакой значимой альтернативы», — продолжает он. Используя свое доминирующее положение компания либо скупает конкурентов, либо копирует технологию или закрывает их. Так она поступила с Vine, Snapchat, технологией YouTube и Vimeo и прочими.
«Американское правительство должно сделать две вещи: разрушить монополию Facebook* и регулировать деятельность компании, чтобы сделать ее более подотчетной американскому народу», — пишет бывший сооснователь компании, и напоминает опыт антимонопольного регулирования Standard Oil и AT&T. Конкуренция выросла, стоимость Standard Oil после демонтажа выросла вдове, а преемниц AT&T – в три раза.
«Некоторые, пишет он, опасаются, что распад Facebook* или других американских технологических компаний может стать проблемой национальной безопасности. Поскольку достижения в области искусственного интеллекта требуют огромных объемов данных и вычислительной мощности. Только крупные компании, такие как Facebook*, Google и Amazon, могут позволить себе эти инвестиции, говорят они. Если американские компании станут меньше, китайцы опередят нас.
Хотя эти опасения и серьезны, они не оправдывают бездействия. Даже после распада Facebook* будет чрезвычайно прибыльным бизнесом с миллиардными инвестициями в новые технологии. И более конкурентный рынок будет только поощрять эти инвестиции. Если бы китайцы продвинулись вперед, наше правительство могло бы инвестировать в исследования и разработки и проводить тактическую торговую политику, так же, как оно делает это сегодня, чтобы держать технологию 5G Китая в страхе».
Хьюз говорит, что просто разделить Facebook* недостаточно. Необходимо создать специальное агентство, которое будет регулировать технологические компании. Аналогично тем, что действуют в фармацевтике, банковской, авиационной и остальных сферах. И его «первым мандатом должна быть защита частной жизни». Европейцы, например, уже добились в этом определенного прогресса.
Хьюз не единственный, кто хочет разделения Facebook*. Уже несколько законодателей требуют введения регулирования данных пользователей и применения антимонопольного законодательства в отношении технологических компаний. Так кандидат в президенты от Демократической партии сенатор Элизабет Уоррен в марте 2019 поклялась в случае избрания раздробить Facebook*, Amazon и Alphabet (Google) для содействия конкуренции в технологическом секторе.
Не пора ли задуматься над этой темой и ФАС России?
* 21 марта 2022 года Meta признана экстремистской организацией, ее деятельность в России запрещена. Facebook и Instagram, принадлежащие ей, также запрещены.