«Теперь вы можете забыть о своих крючках, леске и грузилах», – говорит израильская пищтех компания, напечатавшая филе морского окуня на 3D-принтере.
Выращенные в лабораторных условиях говядина, курица и утка всё чаще поднимаются на знамёна защитников животных и окружающей среды, как способ решения экологических проблем, порождаемых сельским хозяйством. Производством же искусственных морепродуктов занимаются куда меньше компаний.
Одна из них – израильская Steakholder Foods ставит перед собой задачу избавить человечество от необходимости поиска и ловли сокращающейся популяции рыб.
В этом начинании она сотрудничает с сингапурской Umami Meats, которая извлекает клетки из морского окуня и выращивает из них искусственные мышцы и жир. В свою очередь Steakholder Foods создает из них био-чернила для специального 3D-принтера. На выходе – узкое филе, имитирующее мясо рыбы, выловленной в море.
Свои первые продукты компании надеются вывести на рынок уже в следующем году. Сначала в Сингапуре, а затем, когда будет готова регуляторная база, в США и Японии.
Само по себе выращивание клеток по-прежнему слишком дорого, чтобы конкурировать по стоимости с традиционными морепродуктами, поэтому сейчас в био-чернилах рыбные клетки разбавляются ингредиентами растительного происхождения.
«Со временем сложность и уровень этих продуктов будут выше, а цены, связанные с их производством, снизятся», – говорит Арик Кауфман, руководитель Steakholder Foods.
Процесс проще, чем с говядиной, но есть некоторые недостатки.
По словам Михира Першада из Umami Meats, стволовые клетки коров уже достаточно широко изучены, о рыбах же известно гораздо меньше.
«Мы должны выяснить, чем любят питаться клетки, как им нравится расти. Просто не так много литературы, с которой можно было бы начать», – поясняет Першада, добавляя, что учёных, занимающихся биологией стволовых клеток рыб, очень мало в сравнении с теми, кто работает над клетками животных и человека.
По его словам, они разработали технологию для морского окуня и угря и в ближайшие месяцы надеются добавить еще три исчезающих вида.
Одной из ключевых задач является снижение цен на морскую рыбу.
«Мы хотим, чтобы потребители выбирали, опираясь на то, какова рыба на вкус, и что потребители могут сделать для окружающей среды планеты. Мы хотим исключить затраты из рассмотрения», – объясняет он.
Новая пищевая технология обещает её разработчикам большие перспективы и большие деньги. По прогнозу аналитиков Edison Group, рынок искусственно выращенного мяса с 2025-го по 2040 год будет ежегодно расти на 41%. К 2040 году его объём достигнет $600 млрд, а доля – около 35% всего мирового рынка мяса.
Настораживает в этом два момента. Во-первых, влияние таких продуктов на организм человека не известен – ни кратковременный, ни тем более долговременный в силу молодости этой отрасли, и испытывать всё предлагается на людях, которые даже не подозревают о всех рисках, которые им грозят. Также, как, например, мало кто знает о рисках ЭКО для детей, зачатых по этой технологии, и о которых вскользь упоминают только на конференциях для узких специалистов.
Во-вторых, пищтех прогресс грозит снижением уровня жизни людей, как в силу потери рабочих мест в сельском хозяйстве, так и потенциальный рост затрат на еду. Не трудно также представить, что здоровая натуральная еда станет привилегией богатых, а искусственная — менее обеспеченных слоев населения.