Исследование миллионов научных статей, опубликованных в специализированных журналах за последние десятилетия, показывает деградацию фундаментальных открытий. Специализация на узких темах и гонка за публикациями трагически влияет на профессиональную судьбу учёных по всему миру, которые предпочитают идти по проторенной стезе, особенно в области физики и химии. Эпоха прорывных открытий, по мнению экспертов журнала Nature, прошла.
Несмотря на рост накопленного объёма знаний, как отмечает ведущий автор исследования Майкл Парк из Карлсоновской школы менеджмента Университета Миннесоты (США), темпы новаторских научных открытий и технологических инноваций замедляются. Сегодня практически нет научных идей, которые бы шли в разрез с мнением предшественников или выводили бы научную мысль в новые поля зрения. Подавляющее большинство работ консолидирует или развивает мысли предшественников или свои собственные.
Чтобы понять степень новаторства научных работ, Парк проследил цитируемость научных работ во времени. Оказалось, что объём ссылок на предшественников накапливается, тогда как при пересмотре научных выводов он должен был бы убывать, ведь чем большим новаторством отличается работа, тем меньше она цитирует своих предшественников.
Учёные категорически отвергают ту мысль, что достигнут предел научных знаний. «Если бы это было так, — уверен автор работы, — то процесс шёл бы неравномерно, новаторство просто не могло бы снижаться в равной мере в разных отраслях. Мы же видим, что это происходит последовательно по срокам и темпам во всех основных сферах знаний». Скорее речь идёт о системном кризисе, связанном с высокой загруженностью научных голов и узостью их поля деятельности.
Основные рекомендации команды исследователей к научным учреждениям, которых интересует прорывной характер работ, включают в себя акцент на качество, а не количество публикаций, а также предоставление субсидий на научные отпуска, чтобы учёные могли отрешиться от текущей деятельности и сосредоточиться на творческом процессе. «Это позволило бы учёным черпать знания и более глубоко размышлять», — уверен Парк.