В настоящее время привычным для нашего слуха стало словосочетание «пищевые ингредиенты». Как все слова иностранного происхождения, а ингредиент происходит от латинского «входящий», это символизирует прибытие в нашу жизнь чужеземных элементов. В данном случае чего-то, входящего в состав пищи. Иначе – добавок к пищевой продукции.
01-03 марта 2016 года в Москве прошла Ingredients Russia, а 30 марта-01 апреля состоялась 2-ая выставка пищевых ингредиентов Foods Ingredients Russia. Основной характеристикой рынка пищевых ингредиентов является высокая зависимость российских предприятий, производящих пищевые ингредиенты, от иностранного сырья. В среднем она достигает 80-95% по разным оценкам. Сейчас на долю России в мировом рынке производства пищевых ингредиентов приходится около 8-10%. Иностранные участники на российском рынке занимают в среднем около 86% , на долю российских фирм остается 14%.
Добавки в целом входили в состав пищи с давних времён. Приправы, сухофрукты, закваски… – всё это издревле использовалось в России, в том числе ввозилось с Востока. В советское время в обиход вошли маргарины, майонезы и тп. Но в современной жизни к традиционным натуральным добавкам и искусственным экстрактам прибавились подвергшиеся воздействиям продукты (технологии «взрыва» типа воздушной кукурузы и тп) и собственно химические ингредиенты. Так то, что мы сегодня называем «рынок пищевых ингредиентов», включило в себя как пищевые составляющие, так и продукцию химической промышленности.
В любой стране мира есть перечень разрешённых к применению добавок. Где-то он более жёский, где-то – менее. В России в 2012 году в рамках Регламента Таможенного Союза были приняты «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств». Он вызвал в своё время массу нареканий специалистов из-за разночтений в использовании терминов. Но он существует и ставит целью вписать нашу пищевую промышленность в рамки принятого в международной практике регулирования добавок, которая разрешает использование химических веществ с минимальным вредом для здоровья наряду с экологичными товарами. Применение синтетических добавок зачастую мотивированно снижением себестоимости продукции.
Крупные производители пищевых ингредиентов — Союзснаб, Эфко, Протеин, НМЖК и др.
Некоторым российским производителям удалось «импортозамещение». Так, по информации директора по маркетингу МЖК «Евдаково», у компании увеличились поставки масложировой продукции на российские предприятия по производству сыра, продажи которого после введения санкций выросли почти в два раза. Также в целях увеличения ассортиментной линейки недавно был разработан и внедрён новый продукт – заменитель молочного жира, в котором по требованию государства снижен порог трансжиров до допустимой границы (8%). Для этого в компании была использована инновационная технология – энзимная переэтерификация, которая пришла на смену гидрогенизации. Сейчас компания разрабатывает натуральный заменитель масла какао-бобов на основе растительных твердых масел. В связи с ростом цены на природные какао-компоненты и иностранные заменители какао-масел, внедрение натурального компонента российского производства позволит производителям какао-продуктов заметно удешевить их.
Расширение сбыта за счёт импорта отмечает и Светлоградский крахмально-паточный комбинат, выпускающий натуральный (не-генномодифицированный крахмал). По словам представителя компании Инны, покупатель стал более активен, рынок в целом вырос и открылись возможности экспорта в СНГ.
Российский производитель экстрактов Биоцевтика специализируется только на натуральном сырье и живёт по собственным законам импортозамещения: компания старается продвигать отечественные продукты и научные разработки. Александр Александрович Вьюков, руководящий разработками компании, поделился соображениями о том, что полезность продукции компании не соотносима с химическими заменителями, тогда как цена вполне сопоставима. Натуральные экстракты представляют собой концентрат, сохраняющий естественный вкус и свойства продукта, который добавляется в соотношении 50г (1’000 рублей) на тонну продукции, или порядка 1 рубля на килограмм. Компания работает в тесном сотрудничестве с МГУ, Минздравом РФ, ГНУ ВНИИПБиВП Россельхозакадемии, НИИ мясной промышленности и др.
На обеих выставках ощущалось обилие китайских компаний. Они были представлены как в сегменте синтетических добавок, так и экологически чистых экстрактов. Прежде всего, китайские производители предлагают оптимизацию себестоимости. Например, по словам Хантао, директора отдела продаж по России и СНГ компании Yantai Taroke Bio-engineering, предприятия в производстве вина на территории России до сих пор используют дорогостоящую натуральную винную кислоту. Использование синтетической винной кислоты позволило бы винным предприятиям почти в пять раз сэкономить на стоимости сырья.
Использование ингредиентов определяется потребителем и изготовителем. Никакое регулирование не отменит натуральные пищевые ингредиенты – однако, выбор в пользу химии обусловлен борьбой за продажи и прибыльность бизнеса. Для жителей России цена часто важнее питательных свойств продукта. Видимо, в тот момент, когда усилится тренд экологичности питания, производители станут делать более натуральную еду. Но этот тренд сопряжен с доходами населения, которые обещают восстановиться лишь через несколько лет.