Начался процесс возвращения в Россию ряда зарегистрированных за рубежом организаций, представляющий собой список Минпромторга под грифом «экономически значимые организации» (ЭЗО), федеральный закон № 470-ФЗ. В центре внимания — актив Альфа-Групп ретейлер X5 Retail Group, консорциум, контролирующий не менее 15% (точные данные скрываются) всего розничного рынка в России.
Наше внимание этот кейс привлек только потому, что редомициляция — возвращение зарегистрированных за рубежом компаний в российскую юрисдикцию, сопряжено с процессами в мировой экономике.
В ряде случаев экономически значимые организации подвержены санкциям, которые не просто мешают, а затрудняют работу социально значимых структур во внутренней экономике России. В силу того, что все компании связаны с международным капиталом, они являются наиболее слабым звеном в цепочке торгово-экономических связей России с внешним миром, и, в первую очередь, с Евросоюзом.
Мы видим, что голландская компания Х5, подавшая на руководство компании-ретейлера с тем же названием в суд, похоже, выигрывает. Суть коллизии в том, что акции зарегистрированных в Нидерландах компаний могут быть проданы только в том случае, если все держатели основных пакетов акций дадут добро. Таково законодательство Евросоюза.
Между тем, российские участники названного концерна настаивают на том, чтобы были проданы именно акции российских держателей с тем, чтобы выйти из-под голландской юрисдикции. Принудительная редомицилляция X5 Retail Group подразумевает перенос активов в головную компанию в РФ, где (по желанию!) иностранные акционеры могут получить соразмерные доли, и с начала 2025 года иностранцы будут требовать и получать выплаты за нераспределенные акции.
География бизнеса Альфа-Групп и лично Михаила Фридмана чрезвычайно широка; структура подразумевает активы в Нидерландах (головные компании), люксембургские и кипрские активы, и фирмы в иных юрисдикциях. Мы ранее писали о том, что при столкновении с местными ретейлерами против россиян и до спецоперации на Украине открывалась настоящая война. Теперь, по мнению печати (европейской и американской), давление на россиян оказывается через 7й пакет санкций, касающихся участников совместных венчурных компаний, где контрольный пакет находится в руках российских граждан.
Надо признать, что таких случаев, как настоящий, пруд пруди. Стоит только начать (копнуть), как этому не будет конца и края. И каждый такой случай занимает месяцы в процессе редомициляции по возвращению активов из-за рубежа. Начинается ли тотальный процесс редомициализации — возвращения в российскую юрисдикцию российских же предпринимателей, так уютно себя чувствовавших в последние 30 лет под зонтиков европейских организаций?
Ситуация на международном рынке инвестиций, на той его части, которая наиболее высокорискованная на участке, получившем название венчурного капитала, остается лакмусовой бумажкой всех нынешних тенденций, которые нам дают основания предполагать, что будет с местом и ролью российской экономики в переполненном высокорискованными проблемами стихии инвестиционных процессов на евразийском пространстве.