11% россиян считают себя фрилансерами, 23% хотели бы ими стать, однако 66% затруднились даже сказать, что это за «зверь» такой, показал февральский опрос граждан.
В конце февраля 2020 ВЦИОМ опросил 1’600 россиян в возрасте от 18 лет, чтобы выяснить их отношение к этой форме занятости. Результаты исследования показывают, что наибольший энтузиазм фриланс вызывает у молодых респондентов, но после 25 лет он сильно убывает.
66% опрошенных всё еще затрудняется дать определение, что такое фрилансер. 15% описывают его как самозанятого вольнонаемного работника, который самостоятельно ищет заработок. 5% говорят, это тот, кто работает на себя, ещё 5% — работает удалённо.
Исследователи же придерживались следующего определения: «фрилансеры – это наёмные работники, не состоящие в штате какой-либо организации и работающие по гибкому графику на разных заказчиков по разовым контрактам или производящие товары и услуги на продажу самостоятельно, без привлечения труда других людей. Причём заказчиков и покупателей они ищут самостоятельно».
Остальные ответы давались участниками опроса, исходя именно из этого понимания «фриланса».
Большинство граждан относятся к фрилансерам безразлично (49%) или положительно (41%). Отрицательно их оценивают лишь 6%, впрочем, после 60 лет число противников удваивается.
Самый большой процент желающих стать фрилансерами (45%) среди тех, кому 18-24 года. Но становясь старше, их число резко падает. В 25-34 года – таких уже 34%, в 34-45 лет – 28%, в 45-59 лет – 20%, а далее лишь 10%. И это при том, что 48% считает, что их профессия позволяет работать в режиме самозанятости.
Главные мотивы стать фрилансером – возможность получать больший доход (34%), независимость от начальника (24%), гибкий график (18%), больше свободного времени (10%) и более творческая работа (8%).
Куда более интересны ответы людей на вопросы об уровне заработка, длительности рабочего дня и эффективности фрилансеров, которые свидетельствую о хорошей осведомлённости о реальном положении дел для такого вида занятости.
Если в возрасте 18-24 лет 28% полагают, что фрилансеры работают меньше, чем наемные работники, и лишь 19% — что больше, то после 25 лет картина меняется ближе к средним оценкам: 28% считают, что работают больше, 16% — меньше, 28% — столько же.
Что касается уровня заработков, то здесь очень велика доля (31%) тех, кто вообще затрудняются ответить больше или меньше фрилансеры зарабатывают, чем люди на постоянной работе. В Москве и Санкт-Петербурге, где фриланс знают не понаслышке, 23% говорят, что те зарабатывают больше, 35% – столько же, и 7% — меньше.
По мнению главы исследовательского агентства Валерия Федотова, фрилансеры вряд ли зарабатывают больше постоянных наемных работников, но их процесс выстроен эффективнее, а баланс между занятостью и свободным временем существенно лучше. Поэтому для молодых: фриланс – это больше свободы и комфорта.
Той же точки зрения придерживаются в столицах – 41% считают, что фрилансеры скорее работают более эффективно (больше успевают сделать за день), 23% — считают, что без разницы, и лишь 10% полагают, что те работают менее эффективно.
Наверное, раз фрилансеры больше работают, они больше успевают сделать за день, но судя по всему немногие из них зарабатывают больше, чем на постоянной работе.
И это объяснимо, если взглянуть на то, как организован современный рабочий процесс, который больше похож на конвейер. Именно он обеспечивает большую производительность при массовом выпуске по сравнению с ремесленничеством, здесь возникает выигрыш от масштаба производства.
На фрилансера ложатся обязанности не только по производству (сервису), но и маркетинга, рекламы, поиска клиентов и продаж, бухгалтерии и юристов. И везде он должен быть профессионалом, везде быть не хуже специалиста в каждой из этих предметных областей. Кто-то безусловно способен на это, но не все.
С другой стороны, фриланс – это не новое изобретение – это обыденность творческих профессий – художников, музыкантов, писателей. Они работают в этом режиме на протяжении столетий. Поэтому стать фрилансером или нет, скорее зависит от того, какую профессию ты выбираешь.