16 декабря поздравления в честь юбилея принимает выдающийся композитор современности.

Заставил оркестр играть частушки
На выпускном экзамене в Московской консерватории Родион Щедрин представил Первый концерт для фортепиано с оркестром. С виду этот факт казался уместным и логичным — молодой композитор прекрасно владел фортепиано. Но дерзко новаторский дух произведения внес огромную смуту в музыкальные круги – в классическую музыку Щедрин ввел частушки!
Музыковед, профессор Московской консерватории Валентина Холопова вспоминала, что музыканты оркестра жаловались, что их заставляют играть частушки, что это «оскорбление слуха». Вышел скандал. О Щедрине заговорили. Вскоре после этого без подачи заявления от молодого композитора его зачислили в Союз композиторов РСФСР.
А частушки после этого еще не раз возникали в творчестве композитора – в концерте для оркестра «Озорные частушки», в опере «Не только любовь» и других произведениях.
«Озорные частушки» в исполнении Центрального военного оркестра Министерства обороны России
Притягивал к себе звезды
Вокруг Родиона Щедрина концентрировалась элита музыкального искусства страны. Не только потому, что он был руководителем композиторской организации. Щедрин объединял своим искусством, принципиальностью, умением дружить и помогать. Он сотрудничал с Геннадием Рождественским, Евгением Светлановым, Юрием Темиркановым, Мстиславом Ростроповичем, Максимом Венгеровым, ведущими солистами и танцорами Большого тетра.
Центральной звездой в его жизни была Майя Плисецкая – муза, подруга, супруга. Вдохновленные ею и посвященные ей пять балетов стали вехами в современной истории русского балета.

Певец русской литературы
Щедрин является классиком русской музыки, подлинным певцом русской культуры. Значительная часть его работ выросла на фундаменте русского искусства и традиций – народных и профессиональных. Балет по сказке Ершова «Конёк-Горбунок», опера «Мёртвые души» по Гоголю, балет «Анна Каренина» по Л. Толстому, балеты «Дама с собачкой» и «Чайка» по Чехову, русская хоровая опера «Боярыня Морозова» по «Житию протопопа Аввакума» и «Житию боярыни Морозовой»…
Как композитор он чутко улавливал музыкальный дух своего народа, не чурался вставлять в высокие жанры частушки, народные напевы, сказы. Все, что звучало и трогало душу, имело право быть занесенным в его партитуры. Так рядом с современными композиторскими приемами соседствовали джаз и протяжная песня, возводя звучание эпохи в ранг высокого искусства.
Музыку Щедрина точно слышал каждый
Музыка Щедрина – музыка ХХ века. Вышедшие из-под его пера музыкальные произведения знакомы без исключения каждому, даже далекому от классического искусства человеку. Он писал для театра и кино, для оркестра и фортепиано, голоса и хора. Одна из самых знаковых песен советского периода – «Марш высотников» — создана именно Родионом Щедриным.
«Марш высотников» из кинофильма «Высота». Слова В. Котова, музыка Р. Щедрина
Его переложение музыкального материала оперы Жоржа Бизе «Кармен», созданное всего за 20 дней для балета с Майей Плисецкой, стало поистине культовым символом эпохи, образцом подлинного гения, не знающего границ и препятствий для подлинного искусства.
«Кармен-сюита» Р. Щедрина в исполнении Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова
Редакция «Э-Вести» присоединяется к поздравлениям в адрес Родиона Константиновича! Многая и благая лета!
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения