«Майе Плисецкой, всегда»: все балеты Щедрина написаны для супруги

«Майе Плисецкой, всегда»: все балеты Щедрина написаны для супруги

Она была музой и вдохновительницей композитора. Все пять балетов написаны и посвящены ей, три из них она поставила как хореограф.

Майя Плисецкая и Родион Щедрин
Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Плисецкая и Щедрин прожили в браке 57 лет до ухода Майи Михайловны в 2015 году. Два Народных артиста СССР, два гения пронесли через всю жизнь любовь, уважение и восхищение друг другом, подарив миру пять восхитительных балетов.

«Конек-Горбунок»

История Родиона Щедрина и Майи Плисецкой началась в Большом театре. Молодой композитор, студент Московской консерватории по заказу театра создаёт балет по сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и на его репетициях знакомится с молодой, но уже достаточно известной балериной Майе Плисецкой. Она репетирует партию Царь-девицы вместе с первой исполнительницей Риммой Карельской и сразу привлекает внимание молодого человека.

Музыка к балету «Конек-Горбунок» — моя ранняя, очень ранняя работа. Но работа этапная, важная для моего творческого самоутверждения, многое в жизни моей определившая. Работа, на которой „поймал“ я в свои музыкантские руки неземную Жар-Птицу — Майю Плисецкую. Ей эта партитура и посвящена…

Из воспоминания Р. Щедрина

Молодые люди быстро нашли общий язык. Их брак был зарегистрирован в Москве в октября 1958 года.

Майя Плисецкая и Владимир Васильев в сцене из балета «Конек-Горбунок»

«Кармен-сюита»

Идея воплотить образ цыганки Кармен родился у Майи Плисецкой и была поддержана кубинским балетмейстером Альберто Алонсо. В поисках музыкальной основы для постановки балерина обращалась к Шостаковичу и Хачатуряну, но получила от маститых мэтров отказ. Тогда кто-то из окружения напомнил Майе о супруге-композиторе. Алонсо посоветовал взять за основу музыку оперы «Бизе».

Сроки поджимали, работа над партитурой велась параллельно с репетициями под рояль. Щедрин, будучи первоклассным оркестровщиком, фактически вдохнул в музыку Бизе вторую жизнь. Яркие номера для струнного оркестра и ударных получили необыкновенную популярность и самостоятельную жизнь в качестве концертного произведения.

Премьера балета вызвала бурю неудовольствия – в 1967 году Советский Союз не был готов к такой чувственной постановке. «Сплошная эротика», — констатировала Фурцева.

«Анна Каренина»

Импульсом к созданию третьего балета стали съемки Майи Плисецкой в художественном фильме «Анна Каренина» А. Зархи. Музыку к этой картине написал Щедрин, но работа режиссера с музыкальным материалом не удовлетворила балерину и композитора.

Музыка, которую Щедрин написал к фильму, была театральна и пластична. Её можно было танцевать… Почти все съёмки фильма шёл мой внутренний диспут с режиссёром фильма. В довершение и Щедрин в пух и прах разругался с Зархи: тот безбожно искромсал музыку. Будем делать балет. Совершенно по-своему…

Из воспоминаний М. Плисецкой

После долгих поисков хореографа, Плисецкая пришла к необходимости ставить балет самостоятельно. Позже помощь в постановке массовых сцен ей оказали артисты Большого театра Н. Рыженко и В. Смирнов-Голованов.

Прогон балета для представителей Министерства культуры СССР мог положить конец идее балета по роману Л. Толстого – вновь вмешалась Фурцева. Но по личному ходатайству секретаря ЦК КПСС Демичева, к которому Щедрин и Плисецкая обратились за помощью, спектакль все-таки был  поставлен. Премьера состоялась в Большом театре в июне 1972 года.

Фрагмент балета «Анна Каренина»

«Чайка» и «Дама с собачкой»

Опыт хореографа Плисецкая закрепила в следующем балете, написанном Щедриным с посвящением «Майе Плисецкой, всегда». Им стала «Чайка» на сюжет Чехова. Это произведение ломает многие балетные каноны. Щедрин решает партитуру как 24 прелюдии, 3 интерлюдии и постлюдию. Плисецкая наполняет музыку пластической пантомимой.

Балет был впервые исполнен в Большом театре в мае 1980 года. Костюм для Плисецкой сшил Пьер Карден.

Телевизионный сюжет о премьере балета «Чайка» в Большом театре

Продолжением чеховской темы в череде «балетов для Майи» стала «Дама с собачкой». Как вспоминали Щедрин и Плисецкая, идею обратиться к этой повести дал немецкий журналист. Одноактный балет, в котором задействованы всего два танцовщика, был поставлен в 1985 году. Он стал последним для Майи Плисецкой на сцене Большого театра.

Сцена из балета «Дама с собачкой». Майя Плисецкая и Борис Ефимов.

Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения

Поделиться с друзьями
Подписка на рассылку