Экономическая модель сети гипермаркетов Ашан не выдержала испытания реалиями потребительского поведения. Во Франции сеть заявила о продаже 21 магазина, с возможным сокращением 700 рабочих мест, по причине убыточности.
Эксперты говорят о том, что основной проблемой экономической модели группы Auchan является то, что она практически не представлена в двух растущих сегментах розничных продаж: в интернет-магазинах и органическом питании. Под последним понимается продажа местных (на основе выросшего в том же регионе пищевого сырья) и натуральных продуктов. Основа же экономической модели Ашана, которая так же активно работает и в России — это стремление к максимально низким ценам.
Учитывая падающую покупательскую способность нашего населения, группа пока чувствует себя на коне и даже объявила об инвестициях ($65 миллионов) в собственное тамбовское производство мясных полуфабрикатов (к 2020 году планируется нарастить его до 70’000 тонн). Правда, побудительным мотивом к инвестициям стал скандал 2015 года, когда инспекция Роспотребнадзора по итогам нескольких проверок выявила, что мясные полуфабрикаты в Ашане на 90% импортные и порой содержат вредные микроорганизмы, но после реализации этого проекта сеть сможет стать самодостаточным производителем-продавцом продукции из говядины, свинины, баранины и крольчатины.
Сырьё для нового производства будет приобретаться у российских фермеров, и, по убеждению руководства, будет более качественным, что на выходе даст более качественную продукцию на прилавках Ашана. Тем не менее, экономическая модель группы в нашей стране также сфокусирована на ценовые преимущества; сегменты интернет-продаж и органического питания растут и в России, поэтому при малейшем изменении уровня доходов покупательские предпочтения имеют все шансы повторить французский сценарий. И тогда сети Ашан придётся так же уступить место альтернативным точкам продаж.
Известная в России сеть не одинока в своих бедах. Гипермаркеты и супермаркеты во Франции отступают перед новыми формами бизнеса и прямыми продажами. Аналогичные группе Auchan заявления о закрытии торговых точек во Франции уже сделали сети супермаркетов Carrefour и Casino.