Накануне карантинных мер российские граждане по-максимуму закупились бытовой техникой и электроникой, говорит мониторинг розничных продаж Gfk. Причиной тому, по-видимому, послужили ожидания роста цен и перехода на удаленный режим работы.
По состоянию на 12 неделю этого года, в начале которой 16 марта в Москве объявили о запрете массовых мероприятий и о будущем закрытии школ, продажи ноутбуков выросли более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Существенный рост также отмечен у смартфонов и других ключевых категорий бытовой техники.
«По опыту прошлых лет мы видим, что резкий скачок курса является очень сильным стимулом для российских потребителей, чтобы срочно реализовать отложенные планы покупки техники и электроники, пока цены не изменились. Но, конечно, и подготовка к переходу на удаленную работу – а далее и на карантин – из-за коронавируса, также сказалась на рынке», – объясняет Андрей Серегин, старший консультант GfK Rus.
Постепенное снижение цен на нефть и идущий в противофазе рост курса доллара с начала этого года не прошли не замеченными российскими потребителями, но до конца февраля (9-й недели года) не сильно сказывались на рынке бытовой техники и электроники.
На 10-й неделе, первой неделе марта, продажи ноутбуков чуть оживились (+10% к предыдущей неделе), но всё ещё оставались на 18% ниже аналогичного периода 2019 года.
На 11-й неделе (9-15 марта), когда курс доллара скакнул с 67.5 до 73.2 руб., продажи были уже на 50% выше прошлогодних. На 12-й неделе, когда курс вырос ещё на 5 руб., спрос на ноутбуки скакнул ещё на 50%. По сравнению с прошлым годом офлайн-продажи удвоились, а онлайн – утроились.
Более всего спрос вырос на ноутбуки дороже 40’000 руб. – обычно их покупают в качестве замены старому компьютеру. С функциональной точки зрения большей популярностью пользовались конфигурации средней производительности. Впрочем, спрос на игровые версии вырос более чем в 4 раза, что можно объяснить планами скрасить дни вынужденной самоизоляции за компьютерными играми.
В сравнении с прошлым годом продажи смартфонов на 10-й, 11-й и 12-й неделях были выше, соответственно на +7, +29 и +19 процентов. Рост средней цены покупки за этот период был вызван увеличением спроса в премиальном сегменте со стоимостью выше 50’000 руб. К прошлому году спрос в штуках за период вырос на 23%.
На рынке крупной бытовой техники 11-я неделя отличилась существенным ростом в штуках относительно прошлогодних показателей. Ускорение охватило все категории. Как минимум в 2 раза выросли продажи посудомоечных машин, сушильных камер, встраиваемых духовок и варочных панелей. Реализация остальных групп поднялась на 30-70%.
12-я неделя этого года в сравнении с прошлым отметилась ростом более чем на 1/3 для электроплит, на 85% для холодильников. Пик продаж стиральных машин, пришедший на 11-ю неделю, пошел на спад, но по итогам этого года рост впечатляющий — +58% (год к году).
Хорошо шёл сбыт и малой бытовой техники, хоть и чуть ниже, чем крупной. Пылесосы, отпариватели одежды, устройства для ухода за полостью рта и малая климатическая техника выросли на 50-70% в сравнении с прошлым годом.
Как отмечают исследователи цены на товары в магазинах пока остаются на прежнем уровне, что говорит о том, что потребители успешно защитились от грядущего роста цен.
«После столь высоких темпов прироста обычно следует заметное снижение спроса. Сейчас потребители ускоренно осуществляют приобретение тех товаров, которые планировали покупать позже или даже не собирались покупать/обновлять в ближайшее время. Как сам этот факт, так и справедливо ожидаемый рост цен окажут негативное влияние на спрос далее в 2020 году. Но конечно, ситуация будет варьироваться от категории к категории.
Даже в кризисное время потребителю сложнее отложить покупку действительно необходимых для жизни категорий бытовой техники, а также смартфонов и аксессуаров. Мы ожидаем, что продажи в этих сегментах будут сокращаться меньшими темпами, чем, к примеру, в категориях фото и ноутбуки», – комментирует Серегин.