Сегодня, когда по всему миру ведутся испытания вакцины от коронавируса, медики всё чаще бьют тревогу о том, что люди с патологиями не только находятся в группе риска по заболеваемости, но и не смогут защититься от болезни с помощью вакцины. Ранее мы писали о сложностях вакцинирования пожилых людей. Теперь выяснилось, что кандидаты в вакцины оказываются не столь эффективны у людей, страдающих ожирением и нарушением обмена веществ.
С самого начала пандемии китайские учёные (например, Линь Сюй из Университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу) выявили зависимость того, насколько человек подвержен коронавирусу, от лишнего веса. Другие исследования лишь подтвердили эти догадки и уточнили результаты.
Анализ французского центра CORONADO говорит о том, что ожирение следует рассматривать как единственный фактор преадмиссии, имеющий значительное влияние на исход болезни у людей с сахарным диабетом 2 типа, госпитализированных с COVID-19. Иными словами, именно лишний вес, являющийся в 80% случаев спутником этого заболевания, зачастую приводит к печальным итогам.
Причём зависимость степени тяжести заболевания от полноты нестарого пациента (до 75 лет) оказалась прямой. У глубоких стариков она менее выражена, они реже более молодых, но тучных людей нуждались в подключению к ИВЛ.
Профессора из Кувейта Салман ас‐Сабах и Моханнад аль‐Хаддад пришли к схожим умозаключениям: «Наши результаты указывают на то, что по мере продолжения пандемии в отделения интенсивной терапии будет поступать все больше пациентов с ожирением и диабетом, пишут они в выводах своего исследования. — Следовательно, пациенты с COVID‐19, у которых имеются ожирение или диабет, должны быть отнесены к группе высокого риска».
Мексиканские медики также заметили, что половина тяжелых пациентов с коронавирусной инфекцией страдает ожирением, в то время как доля людей с лишним весом в стране составляет только 36%.
Более того, крупным людям труднее оказывать услуги лечения, реанимации и подключать их к искусственной вентиляции лёгких. Они часто болеют диабетом или имеют к нему предрасположенность, что усугубляет метаболические эффекты коронавирусной инфекции и может дать более высокий уровень различных иммунорегулирующих белков, включая цитокины. “Жировая ткань, похоже, работает как резервуар вируса”, — сказала журналу Nature Джанлука Якобеллис, эндокринолог из Университета Майами во Флориде.
Что касается срока борьбы с SARS-CoV-2, то у людей с ожирением он удлиняется в среднем на 5 дней по сравнению с другими людьми.
Избыточный вес тела (в мире даже существует общепринятый индекс массы тела — ИМТ) коррелирует с данными о высоком уровне заражения и об ослабленном иммунном ответе на COVID-19, но при создании и тестировании вакцины от коронавируса на этот фактор не обращается существенного внимания. По аналогии с воздействием других вакцин, учёные ожидают, что вакцина от коронавируса будет менее эффективна в группах, в наибольшей степени нуждающихся в защите.
По последним данным Всемирной организации здравоохранения, около 13% взрослых людей в мире страдают ожирением. В России ситуация хуже среднемировой — у нас 26% женщин и 14% мужчин полнее, чем следует. Но мы отстаём в этом вопросе от глобального лидера — США, где страдают ожирением 38% людей. И во всех странах эта проблема серьёзнее проявляется в старших возрастных группах.
У полных людей среднего и пожилого возраста, таким образом, не самые радужные перспективы в связи с COVID-19. Но это очередной повод задуматься о том, что при возможности нужно заняться нормализацией веса и лечением обмена веществ.