Ответ на вопрос «насколько иммунитет к коронавирусу будет долгим?» играет решающее значение для тех мер, которые надо принять для борьбы с пандемией. Надо ли Собянину вакцинироваться повторно или нет? Клинические исследования показывают, что иммунитет будет сохраняться долго.
Иммунная система защищает наш организм от Covid-19 либо посредством сложной реакции на болезнь, либо через вакцинацию.
По мнению учёных, двумя главными столпами противовирусного ответа иммунной системы являются цитотоксические Т-клетки, которые избирательно уничтожают инфицированные клетки, и нейтрализующие антитела, которые предотвращают заражение вирусом. Третьим столпом эффективного иммунитета являются Т-хелперы (T-лимфоциты) специфичные для данного вируса, которые координируют иммунную реакцию. Последние особенно важны для образования долгоживущих плазматических клеток, вырабатывающих противовирусные антитела и после победы над вирусом.
Около 25 лет назад стало очевидно, что плазматические клетки могут стать клетками антивирусной памяти и могут секретировать антитела для длительной защиты. Плазматические клетки памяти могут сохраняться в костном мозге десятилетиями, если не всю жизнь. Именно их наличие, пишут учёные в Nature, вероятно, является наилучшим доступным индикатором длительного иммунитета.
До недавнего времени большинство исследований анализировали острую фазу иммунного ответа, которая длится несколько месяцев после заражения и следили за антителами, Т-клетками, и B-лимфоцитами, которые ответственны за производство антител и могут превращаться в плазматические клетки памяти.
Оставалось только неясным, долго ли эта защита продержится. То есть запускает ли иммунный ответ выработку плазматических клеток памяти.
Джексон С. Тёрнер и его коллеги из Медицинской школы Вашингтонского университета взяли на себя задачу выявить наличие этих клеток в костном мозге выздоровевших от коронавируса людей. И хотя такие клетки, специфичные для конкретного вируса, редко встречаются, исследователи их обнаружили у 15 из 19 пациентов спустя 7 месяцев после заражения. Спустя ещё 4 месяца, количество этих клеток оставалось стабильным у всех наблюдаемых, кроме одного. Эти показатели были сравнимы с иммунной памятью против столбняка и дифтерии.
Наблюдая за концентрацией антител к SARS-CoV-2 в сыворотке крови людей на протяжении года, Тёрнер обнаружил две фазы реакции организма. На первом этапе концентрация антител была высокой, затем, как и ожидалось, она снизилась, так как большинство плазматических клеток острой реакции иммунного ответа недолговечны, и зафиксировалась на уровне 10-20% от пика.
Жиун Ванг с учеными из лаборатории молекулярной иммунологии Рокфеллеровского университета Нью-Йорка также исследовали длительность защитной реакции и выяснили, что острая иммунная реакция продолжается даже более шести месяцев. Об этом свидетельствует анализ В-клеток памяти, специфичных SARS-CoV-2, в крови выздоравливающих лиц в течение года.
Исследование Даниеля Андерсона из Медицинской школы Сингапура показало, что у коронавируса SARS-CoV, очень похожего на SARS-CoV-2, выявленного в 2003 году и вызывающего Тяжелый острый респираторный синдром (SARS), присутствие высоких концентраций нейтрализующих антител в сыворотке крови наблюдается в течение более 17 лет.
Ван и его коллеги пишут, что, в принципе, иммунитет можно еще больше повысить, сделав прививку выздоровевшим через год. Это приводит к образованию большего количества плазматических клеток и росту уровня антител. Однако замечают, что иммунный ответ организма – это всегда двухфазный процесс, и использовать аналогию «периода полураспада» здесь нельзя (часто этим грешит пропаганда частых ревакцинаций).
Иными словами, ревакцинация, о которой сообщил московский градоначальник, вероятно, не так уж была необходима.
Но главная хорошая новость – это то, что данные свидетельствуют о том, что реакция организма на коронавирус инициирует процесс формирования долгосрочного иммунитета у большинства людей.