В 1844 году Михаил Глинка уехал во вторую большую заграничную поездку. Около года он провел в Париже и почти два – в Испании. Мадрид подарил композитору множество ярких впечатлений, которые он запечатлел в своей музыке.

Михаил Глинка прибыл в Мадрид 13 мая 1845 года. Жаркая страна давно манила композитора своей яркой культурой и музыкальными традициями. Испанский фольклор, гитарные наигрыши и, конечно, страстные танцы стали объектами для самого пристального внимания Глинки. Композитор не ограничивался теорией, а осваивал премудрости испанских танцев на практике. В своих «Записках» он написал:
Пробовал я сам учиться танцевать у тамошнего танцовщика Pello, ноги повиновались, но с кастаньетками я не мог справиться.
О своих испанских каникулах Глинка с удовольствием писал друзьям в Петербург, что стало основанием для милых дружеских насмешек и рождения знаменитой карикатуры Степанова.
Итогом испанских каникул Михаила Глинки стали Две испанские увертюры: «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», в основу которых легли народные испанские мелодии. Две темы для «Арагонской хоты» Глинка перенял от гитариста Феликса Кастилиа, которого слушал в Вальядолиде.

Вальядолид – город в сердце Кастилии, пристанище Мигеля де Сервантеса, автора «Дон Кихота», и последний приют Христофора Колумба. Этот старинный город был столицей до ее переноса в Мадрид, колыбелью объединенной Испании. Город наполнен старинными храмами, дворцами, торговыми галереями и живописными парками. Туристы едут сюда за прекрасными винами и сырами, производство которых налажено в округе с давних времен.
Композитор запомнил яркие мелодии и позже в Мадриде на их основе создал «Capriccio brilliante». На рукописи произведения стоит дата окончания работы: 24 сентября 1845, Мадрид. По совету князя Одоевского Глинка позже переименовал произведение в «Испанскую увертюру №1», но в историю музыки она вошла как «Арагонская хота» по названию танца, мелодия которого стала сердцем этого произведения.
Хота – парный танец в трехдольном размере, появившийся в XVIII веке в Арагоне и далее распространившийся по всей Испании. Обычно сопровождается игрой на гитарах, лютнях, барабанах и стуком кастаньет.
Арагонская хота в постановке Игоря Моисеева под музыку Михаила Глинки – легендарный номер Государственного академического ансамбля народного танца, который сейчас носит имя своего основателя.
Вторая Испанская увертюра – «Воспоминание о летней ночи в Мадриде» была написана в 1848 году в Варшаве, куда Глинка бежал из Смоленска по причине постоянных приглашений на обеды и балы. В основу произведения композитор положил четыре испанские мелодии, услышанные во время своего пребывания в Испании. Это были две сегидильи, мавританский напев и вновь хота.
Сегидилья – народный испанский танец, сопровождающей пение под гитару и кастаньеты. Зародился в Кастилии в XV-XVI веках. Сопровождал праздники, часто имел шутливый или лирический характер.
«Воспоминание о летней ночи в Мадриде» в исполнении Академического симфонического оркестра Московской филармонии, дирижёр – Андрей Колясников.
Интересно, что испанские увертюры внесли значительный вклад в развитие не только русской музыки – буквально одновременно с «Воспоминанием о летней ночи в Мадриде» Глинка создал свою легендарную «Камаринскую», в которой использовал опробованные в Испанских увертюрах приёмы работы с народными мелодиями. О рождении испанской композиторской музыки в связи с увертюрами Глинки впоследствии говорил Мануэль де Фалья – один из ярчайших испанских композиторов-классиков.
Олеся Фиалко, музыковед, кандидат искусствоведения